Христология Ассирийской Церкви Востока: анализ основных материалов в контексте истории формирования вероучения

Н. Селезнев. Христология Ассирийской Церкви Востока: анализ основных материалов в контексте истории формирования вероучения. М.: Euroasiatica, 2002.

2002

Содержание

ПРЕДИСЛОВИЕ

ОГЛАВЛЕНИЕ

ИСТОРИЯ ИЗУЧЕНИЯ ЦЕРКВИ ВОСТОКА

ОСНОВНЫЕ АВТОРЫ И ДОКУМЕНТЫ

Афраат (р. между 270 и 285 - † 345)

Мар Апрам Сурйайа (Ефрем Сирин)

Диодор Тарсский

Феодор Мопсуестийский

Мар Нарсай

Несторий

Юстиниан и собеседования с богословами Церкви Востока 562 года

Мар Баввай Рабба

Мар Баввай и Сахдона

Сахдона и Мар Йшо'йав III католикос

Христология восточных документов

Соборные акты Церкви Востока

Католикос Мар Тимате’ос I

Мар Элийа Бар Шинайа, митрополит Нисивинский

Мар Авдишо' Бар Бриха, митрополит Нисивинский и Армянский

Церковь Востока и Рим

Опыт Англиканской Миссии

Общая христологическая декларация

Литургические свидетельства

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ОЧЕРК ХРИСТОЛОГИИ ЦЕРКВИ ВОСТОКА

КРАТКАЯ БИБЛИОГРАФИЯ

ИМЕННОЙ УКАЗАТЕЛЬ

SUMMARY

OCR
Церковь Востока и Рим 143 Церкви Востока с искренней надеждой на их правильное по¬
нимание. Они косвенно свидетельствуют и об убежденности
последних в том, что разделение двух Церквей продиктовано
причинами скорее историческими и политическими, нежели
вероучительными. При обнаружении же воли к единству, по¬
лагали они, найти в их исповедании изъяны невозможно. Мар Йоханнам Судака Каждый раз, когда представители восточно-сирийской
традиции приезжали в Рим, они представляли свое традици¬
онное исповедание веры в терминах и формулировках Мар
Баввая, ставших официальным выражением вероучения Церк¬
ви Востока. Так было и во время поездки Мар Йоханны Суд¬
аки в 1552 году — мало кто мог сказать, что в этом можно
увидеть не правую веру. Те, кто желал же видеть в них « нес-
ториан » подозревали, что они скрывают свою ересь под не¬
уловимыми интерпретациями. Изложение веры Йоханны Су-
лаки, однако, предельно ясно: «Как Божественное Существо
едино и состоит из трех Кнбм, так в Лице (Парсбпа) Слова
две природы (кйанэ) и единое Сыновство. После единения две
природы пребывают поэтому как две кнбмы, нераздельно ны¬
не и во веки. Природы пребывают без смешения, так же
кнбмы без повреждения, и разумный поймет, что Он есть Гос-
подь и Человек. <...> «Христос» означает именно два образа,
которые Он соединил в [совершенное] единство <...> И эти
два образа, соединившиеся в Господе нашем, имеют единую
силу, единую волю, единое Господство, единую власть. Вот
почему я исповедую и верю, что Христос есть Бог, став¬
ший человеком и Человек, ставший Богом. Я исповедую, что
Кнбма Слова приняла [самую] основу нашего рода, в которой
Оно совершило домостроительство вселенского спасения и
обновления »374. Это исповедание веры не было, однако, воспринято
римскими богословами как достаточное, и они потребовали,
чтобы Мар Йбханнан одновременно подписал и другое. Мож¬ 374 Vost£, 1931, рр. 210-211; фр. пер.: Habbi, 1966, р.218. Ср.: Vost£, 1930.