Элййа Бар Шинаиа 137 ным образом и единодушно мыслим, что Спаситель наш есть
совершенный Бог и совершенный Человек. И не из-за самого
единства между нами споры и столкновения, но из-за образа
этого единства и его качества между нами споры и противо¬
стояния »359. Мар Элййа Бар Шинайа,
митрополит Нисивинский Основное богословское произведение Элййи Бар
Шинайи « Книга доказательства истинности веры » была изда¬
на на немецком языке Л. Хорстом по единственной арабской
рукописи, хранящейся в Ватикане. Известна «Апология христианства» Элййи Бар Шинайи,
представляющая собой запись шести собеседований с везиром
Абу-л-Касимом ал-Хусайном ибн 'Алй ал-Магрибй, происхо¬
дивших в 417 году хиджры, то есть 1026 РХ. Этот везир, тяже¬
ло заболев во время одного из своих путешествий, был выле¬
чен монахом Церкви Востока, вследствие чего заинтересовал¬
ся христианством. Евсевий Ренодо цитирует фрагменты этого
произведения360, но путает его автора с Илией Иерусалимским. Заметим также, что « Церковные решения » Элййи Ни-
сивинского, относящиеся к области канонического права, бы¬
ли резюмированы в каноническом своде Мар 'Авдйшб' Ниси-
винского. Его краткая сирийская грамматика была издана Ри¬
чардом Готтхейлем361, а его арабско-сирийский словарь, на¬
званный им «Книгой переводчика», был опубликован Полем
де Лагардом362. Элййа Бар Шинайа — наиболее значительный писа¬
тель Церкви Востока XI века. Его сочинения представляют
собой исследования по каноническому праву, грамматике, ис¬
тории и богословию. Его « Хронография » содержит основные 359 Briquel Chatonnet & AL. 2000, р. 7. 360 Renaudot, Perpetuite de Ia foi. ed. Migne, t. III, coi. 42-43. 361 GOTTHEIL, R., A treatise on Syriae Grammar by Mar Elias of Sobba. —
Berlin. 1887. 362 de Lagarde, P., Prcetermissorum libri duo. — Gottingen, 1879.