Заключительный очерк 159 причем различия между этими определениями — абстрактным
и конкретным — не проводится. Так, Мар Баввай Рабба, наря¬
ду с обозначениями совершенно абстрактными, часто исполь¬
зует выражение «Человек Господа нашего Иисуса Христа».
Такого рода выражения до V века имели достаточно широкое
хождение и в грекоязычных богословских кругах, и на латин-
ском Западе . Образ соединения природ Как совершенно справедливо отмечал в своем посла¬
нии католикос Мар Тйматё’бс I, разногласия между христи¬
анскими конфессиями касаются не столько природ, сколько
«способа их соединения»408 409. В результате продолжительной
полемики, стало принятым считать, что Церковь относится к
той части спектра христологических исповеданий, в котором
единство двух природ во Христе наименее выражено. Такое
представление, однако, может возникнуть лишь в результате
чисто внешнего сопоставления принятых в Церкви Востока
христологических формул с теми, которые были выработаны в
Александрии и находящихся под ее влиянием Западной Сирии
и Византии. Внутренняя же логика христологии Церкви Вос¬
тока демонстрирует, что единство двух природ во Христе ею
исповедуется со всей ясностью. « Мы исповедуем, — говорит¬
ся в вероопределении собора Мар Иосепа (554 г.), — единое
истинное и неизреченное единство (хдайута) в Едином Ис¬
тинном Сыне Единого Бога, Отца Истины. Тот же кто думает
или говорит о двух христах или двух сынах или кто по той или
иной причине, по тому или иному умыслу поднимает вопрос о
четверице, такового мы анафематствовали и анафематс-
твуем »410. Еще более ясно это единство было выражено в
изложении веры, составленном в 585 г. католикосом Мар
Ишо'йавом: «Иисус Христос Сын Божий, Бог [Который] пре¬
выше всего, рожденный в Своем Божестве от Отца без матери, 408 TISSERANT, [1931], DTC, t. XI/1, coi. 293-294. 409 Epist., I, trad. p. 5. 410 Synodicon Orientale, p. 98, tr. p. 355.