Христология Ассирийской Церкви Востока: анализ основных материалов в контексте истории формирования вероучения

Н. Селезнев. Христология Ассирийской Церкви Востока: анализ основных материалов в контексте истории формирования вероучения. М.: Euroasiatica, 2002.

2002

Содержание

ПРЕДИСЛОВИЕ

ОГЛАВЛЕНИЕ

ИСТОРИЯ ИЗУЧЕНИЯ ЦЕРКВИ ВОСТОКА

ОСНОВНЫЕ АВТОРЫ И ДОКУМЕНТЫ

Афраат (р. между 270 и 285 - † 345)

Мар Апрам Сурйайа (Ефрем Сирин)

Диодор Тарсский

Феодор Мопсуестийский

Мар Нарсай

Несторий

Юстиниан и собеседования с богословами Церкви Востока 562 года

Мар Баввай Рабба

Мар Баввай и Сахдона

Сахдона и Мар Йшо'йав III католикос

Христология восточных документов

Соборные акты Церкви Востока

Католикос Мар Тимате’ос I

Мар Элийа Бар Шинайа, митрополит Нисивинский

Мар Авдишо' Бар Бриха, митрополит Нисивинский и Армянский

Церковь Востока и Рим

Опыт Англиканской Миссии

Общая христологическая декларация

Литургические свидетельства

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ОЧЕРК ХРИСТОЛОГИИ ЦЕРКВИ ВОСТОКА

КРАТКАЯ БИБЛИОГРАФИЯ

ИМЕННОЙ УКАЗАТЕЛЬ

SUMMARY

OCR
Соборные акты III страдание или изменение (хаиаиа в-шухлапа) приложилось/косну-
лось (нкэп) Божеству Господа нашего, и если он не сохраняет с бла¬
гоговением единства (хдайута) Лица (.Парсопа) нашего Спас » геля,
исповедание совершенного Бога и совершенного Человека, таковому
да будет анафема. Собор 544 года Мар Левы и его послание Ученый католикос и исповедник Авва, до своего из¬
брания католикосом много путешествовал по Римской Импе¬
рии. В Александрии во время этих путешествий его встретил
Косма Индикоплов, автор « Христианской топографии », назы¬
вавший католикоса греческим именем Патоикиос и относя¬
щийся к Мар Авве с огромным почтением329. Авва привез с
собой в Персию различные сочинения Нестория, которые по
его инициативе были переведены там на сирийский язык.
Сохранившаяся «Книга Гераклида» была переведена в
539/540 г.330 Сами акты собора 544 года не содержат собственно
христологических вероопределений, но в « Синодикон Ориен-
тапе » включено послание Мар Аввы « О православной вере »,
адресованное духовенству Сусы. Стиль и богословский язык
этого послания подчеркнуто традиционны. Мар Авва, воз¬
можно, намеренно избегает использования спорных специфи¬
ческих терминов. Послание Мар Аввы Мы веруем во единого вечного Бога не имеющего начала
или конца, и не было никогда, чтобы Он не был, но Он был постоян¬
но и есть всегда. Ни смерть, ни изменение никоим образом никогда
не имели власти над Ним, и никогда не будут иметь, и Он никогда не
был и не будет в них, Он один несозданный и несотворенный, Соз- 329 WOLSKA. 1962, рр. 63-73 ff 330 Brock, 1985, р. 127.