Христология Ассирийской Церкви Востока: анализ основных материалов в контексте истории формирования вероучения

Н. Селезнев. Христология Ассирийской Церкви Востока: анализ основных материалов в контексте истории формирования вероучения. М.: Euroasiatica, 2002.

2002

Содержание

ПРЕДИСЛОВИЕ

ОГЛАВЛЕНИЕ

ИСТОРИЯ ИЗУЧЕНИЯ ЦЕРКВИ ВОСТОКА

ОСНОВНЫЕ АВТОРЫ И ДОКУМЕНТЫ

Афраат (р. между 270 и 285 - † 345)

Мар Апрам Сурйайа (Ефрем Сирин)

Диодор Тарсский

Феодор Мопсуестийский

Мар Нарсай

Несторий

Юстиниан и собеседования с богословами Церкви Востока 562 года

Мар Баввай Рабба

Мар Баввай и Сахдона

Сахдона и Мар Йшо'йав III католикос

Христология восточных документов

Соборные акты Церкви Востока

Католикос Мар Тимате’ос I

Мар Элийа Бар Шинайа, митрополит Нисивинский

Мар Авдишо' Бар Бриха, митрополит Нисивинский и Армянский

Церковь Востока и Рим

Опыт Англиканской Миссии

Общая христологическая декларация

Литургические свидетельства

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ОЧЕРК ХРИСТОЛОГИИ ЦЕРКВИ ВОСТОКА

КРАТКАЯ БИБЛИОГРАФИЯ

ИМЕННОЙ УКАЗАТЕЛЬ

SUMMARY

OCR
126 Соборные акты как написано, в то время как страдания, перемена и изменения вся¬
кого рода не вошли в Божество. Такова вера, с которой мы согласны и которой мы держим¬
ся. Все святые отцы согласны с ней, и мы также держимся ее в чис¬
том согласии наших ума, согласуясь с ней и анафематствуя всех, кто
уклоняется от нее куда-либо. Послание католикоса Мар Гиваргиса Кафрского
Мине, хорепископу Персии 333 <...> Спаситель всего явился в последние времена нашего
ради спасения, согласно предсказанию пророчеств. И кто мог бы
совершить наше спасение если не Бог-Слово, Который был также
нашим Творцом? Им наше спасение было совершено, ибо вполне
соответственно Бог-Слово по воле Своего Отца, ради спасения нас,
людей, и ради обновления всего творения, и чтобы обратить нас от
заблуждения к познанию Своего Божества, вольно пришел, не поки¬
дая недра Отча, во чреве Пресвятой Девы Марии, происходящей от
семени Давидова и Авраамова, согласно предсказанию пророчества,
чудно образовал, превосходя силу естества, тело, в котором была
разумная душа, и обитал в нем, соединив его с Собой единым един¬
ством (хда хдайута) Своего Сыновства. Ибо хотя в Своей воспри¬
нимаемости и невоспринимаемости Он был единосущен с нами те¬
лом и душой, однако в единстве с Богом-Словом, Его Восприявшим,
Который соединил его с Собой, чтобы через него явить Свою сокро¬
венность и в нем — величие силы Своего Божества ради нашего спа¬
сения и обновления всего, мы исповедуем и говорим, что Он —
Один Сын в Своем Божестве и Своем Человечестве. Хотя Он две
природы — Бог в природе и Кноме и Человек в природе и кнбме —
мы, однако, исповедуем и славим Одного Сына Божия, ныне и в Его
пришествии снова и во веки. Когда мы говорим Христос-Помазан-
ник (Мшйха) — Человек, помазанный Божеством, и Бог, помазав¬
ший Человечество, согласно предсказанию пророчества блаженного
Давида: «Посему помазал Тебя, Боже, Бог Твой елеем радости более
соучастников Твоих» [Пс 45(44):8] — это не как помазанные благо¬
словенным елеем, ибо Человечество Христово было помазано Свя¬ 3,3 Раит, 1902, С. 125-126.