Христология Ассирийской Церкви Востока: анализ основных материалов в контексте истории формирования вероучения

Н. Селезнев. Христология Ассирийской Церкви Востока: анализ основных материалов в контексте истории формирования вероучения. М.: Euroasiatica, 2002.

2002

Содержание

ПРЕДИСЛОВИЕ

ОГЛАВЛЕНИЕ

ИСТОРИЯ ИЗУЧЕНИЯ ЦЕРКВИ ВОСТОКА

ОСНОВНЫЕ АВТОРЫ И ДОКУМЕНТЫ

Афраат (р. между 270 и 285 - † 345)

Мар Апрам Сурйайа (Ефрем Сирин)

Диодор Тарсский

Феодор Мопсуестийский

Мар Нарсай

Несторий

Юстиниан и собеседования с богословами Церкви Востока 562 года

Мар Баввай Рабба

Мар Баввай и Сахдона

Сахдона и Мар Йшо'йав III католикос

Христология восточных документов

Соборные акты Церкви Востока

Католикос Мар Тимате’ос I

Мар Элийа Бар Шинайа, митрополит Нисивинский

Мар Авдишо' Бар Бриха, митрополит Нисивинский и Армянский

Церковь Востока и Рим

Опыт Англиканской Миссии

Общая христологическая декларация

Литургические свидетельства

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ОЧЕРК ХРИСТОЛОГИИ ЦЕРКВИ ВОСТОКА

КРАТКАЯ БИБЛИОГРАФИЯ

ИМЕННОЙ УКАЗАТЕЛЬ

SUMMARY

OCR
150 Опыт Англиканской миссии нашего соединился Бог Слово, Второе Лицо Пресвятой Троицы, и
стал Один Христос, Один Сын, в Одном Лице (Парсопа) во веки ве¬
ков. И эту веру, после [соответствующего] исследования, мы
находим подобной вере нашей Восточной Халдейской Церкви и
единой с ней, и в ней нет ничего противного учению наших отцов и
вере нашей Церкви. И, следовательно, мы принимаем и подтвержда¬
ем ее, ибо мы тоже веруем и исповедуем согласно православному
учению переданному нам отцами нашими, святыми Учителями, и 385 поэтому мы почитаем их и совершаем их память » Браун в своем длинном письме от 4 июля 1897 года
писал: « Потеря Сирийской Церкви и ее характерных черт бы¬
ла бы действительной и серьезной утратой для полноты и со¬
вершенства всей Церкви Христовой ». Он считал даже, что ес¬
ли в богословском языке этой Церкви выражение «две кнб-
мы » имеет явно православный смысл, то принятие этой Цер¬
ковью выражения « Одна Кнома » по образцу православного в
конфессиональном смысле вероучения означало бы отказ от
истины. Также и именование ©еотбкос;, переданное как
j.e&l Йалдат Алаха, помещенное в контекст восточно¬
сирийской мысли и воспринимаемое без дополнительных
оговорок, он считал « совершенно неправославным »385 386. Общая христологическая декларация В октябре 1976 г. на соборе, собравшемся в Олтонском аб¬
батстве в Хэмпшире новым католикосом-патриархом Церкви Восто¬
ка был избран Мар Дынха IV Хананйа, бывший с 1962 г. епископом
Тегерана387. Период его правления с 1976 г. отмечен стремлением к
согласию и, по выражению профессора Джеймса Ф. Коукли, « про¬
цессом aggiornamento »388. Архиерейские соборы стали регулярны¬
ми389. В 1984 г. Мар Дынха нанес первый визит папе, и с 1990 г. за¬ 385 Цит. по: Coakley, 1992, рр. 298-299. 386 Цит. по: Coakley, 1992, р. 222. 387 Dupuy, В., Ibid. 388 COAKLEY, J. F., The Church of the East since 1914, p 196. 389 В 1978 г. — в Багдаде, в 1984 — в Чикаго, в 1990 — в Багдаде, в 1994 —
в Сиднее, в 1997, 1999 и 2001 — в Чикаго.