Христология Ассирийской Церкви Востока: анализ основных материалов в контексте истории формирования вероучения

Н. Селезнев. Христология Ассирийской Церкви Востока: анализ основных материалов в контексте истории формирования вероучения. М.: Euroasiatica, 2002.

2002

Содержание

ПРЕДИСЛОВИЕ

ОГЛАВЛЕНИЕ

ИСТОРИЯ ИЗУЧЕНИЯ ЦЕРКВИ ВОСТОКА

ОСНОВНЫЕ АВТОРЫ И ДОКУМЕНТЫ

Афраат (р. между 270 и 285 - † 345)

Мар Апрам Сурйайа (Ефрем Сирин)

Диодор Тарсский

Феодор Мопсуестийский

Мар Нарсай

Несторий

Юстиниан и собеседования с богословами Церкви Востока 562 года

Мар Баввай Рабба

Мар Баввай и Сахдона

Сахдона и Мар Йшо'йав III католикос

Христология восточных документов

Соборные акты Церкви Востока

Католикос Мар Тимате’ос I

Мар Элийа Бар Шинайа, митрополит Нисивинский

Мар Авдишо' Бар Бриха, митрополит Нисивинский и Армянский

Церковь Востока и Рим

Опыт Англиканской Миссии

Общая христологическая декларация

Литургические свидетельства

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ОЧЕРК ХРИСТОЛОГИИ ЦЕРКВИ ВОСТОКА

КРАТКАЯ БИБЛИОГРАФИЯ

ИМЕННОЙ УКАЗАТЕЛЬ

SUMMARY

OCR
116 Соборные акты говорил о храме тела Своего» [Ин 2:21]. И в Своем Воскресении Он
разрушил путы смерти и сокрушил стены адовы, Он соделал бездей¬
ственной силу греха и попрал гордыню сатаны, свирепо рыкавшего[,
жажда] разрушения нашей природы. И Он даровал надежду и залог
Воскресения из мертвых всему Mipy Своим собственным Воскресе¬
нием и Своим пребыванием среди апостолов до времени Своего
Вознесения. Собор Мар Ишд‘йава I (587г.) Сохранилось два исповедания веры, одно принадлежит
самому собору, другое находится в сопроводительных доку¬
ментах, очевидно, имеющих отношение к посольству Мар
Ишб'йава с дипломатической миссией к императору Маври¬
кию. Согласно средневековой арабоязычной хронике, извест¬
ной как Китаб ал-Мадждал (Liber Turis), Константинополь¬
ским и Антиохийским патриархами исповедание веры Мар
Ишб'йава было воспринято как православное. Язык этого ис¬
поведания по духу гораздо более Халкидонский, чем феодори-
анский. Синодальное исповедание веры Мы веруем во Единого Бога Отца Всемогущего и во Едино¬
го Господа Иисуса Христа, Сына Божия, и во Единого Духа Святого,
от Отца исходящего. Хотя последовательное чтение слов полагает
Имена Пресвятой Троицы на расстоянии [друг от друга], благодаря
тому частному и свойственному, что прилагается к ним, смысл и
значение этого соположения, [сделанного] Отцами требует такого
приложения, чтобы указать на то, что Троица превыше числа, так
что можно думать, что слова «Единого... Единого... Единого» ука¬
зывают на единство природы [божественного] существа, как сказано:
«Господь Бог ваш един есть» [Втор 6:4]. Слова же «Отец, Сын и
Святой Дух » указывают на различие Кнбм существа, следуя тому,
как говорит Евангелие Христа Спасителя нашего: « Идите, обратите
все народы и крестите их во имя Отца и Сына и Святого Духа» [Мф
28:19].