Христология Ассирийской Церкви Востока: анализ основных материалов в контексте истории формирования вероучения

Н. Селезнев. Христология Ассирийской Церкви Востока: анализ основных материалов в контексте истории формирования вероучения. М.: Euroasiatica, 2002.

2002

Содержание

ПРЕДИСЛОВИЕ

ОГЛАВЛЕНИЕ

ИСТОРИЯ ИЗУЧЕНИЯ ЦЕРКВИ ВОСТОКА

ОСНОВНЫЕ АВТОРЫ И ДОКУМЕНТЫ

Афраат (р. между 270 и 285 - † 345)

Мар Апрам Сурйайа (Ефрем Сирин)

Диодор Тарсский

Феодор Мопсуестийский

Мар Нарсай

Несторий

Юстиниан и собеседования с богословами Церкви Востока 562 года

Мар Баввай Рабба

Мар Баввай и Сахдона

Сахдона и Мар Йшо'йав III католикос

Христология восточных документов

Соборные акты Церкви Востока

Католикос Мар Тимате’ос I

Мар Элийа Бар Шинайа, митрополит Нисивинский

Мар Авдишо' Бар Бриха, митрополит Нисивинский и Армянский

Церковь Востока и Рим

Опыт Англиканской Миссии

Общая христологическая декларация

Литургические свидетельства

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ОЧЕРК ХРИСТОЛОГИИ ЦЕРКВИ ВОСТОКА

КРАТКАЯ БИБЛИОГРАФИЯ

ИМЕННОЙ УКАЗАТЕЛЬ

SUMMARY

OCR
История изучения Церкви Востока Тесно связанная с Антиохийской Церковью, Церковь
Месопотамии привлекала внимание многих греческих и ла¬
тинских авторов, и прежде всего, грекоязычных авторов вос¬
точной части Римской, и впоследствии Византийской, импе¬
рии, свидетельствовавших о возникновении на Востоке, в Ме¬
сопотамии, центров богословской мысли, появлении там авто¬
ров, произведения которых читались часто в кругах гораздо
более широких, чем те, для которых они собственно предна¬
значались. Так, всем1рную известность приобрела «Легенда об
Авгаре» и «Учение Аддая», памятники, повествующие о со¬
бытиях, относящихся к самым истокам возникновения христи¬
анства в Междуречье. Гонения, воздвигнутые против христиан
Церкви Востока персидской династией сасанидов, не могли не
иметь отклика у христиан «западных областей», и фигура
Афраата, первого великого автора богословской традиции
арамеоязычной Церкви, писавшего об этих гонениях стала из¬
вестна в их среде. «Школа персов» Эдессы и Нисивина, у ис¬
токов которой стояли Ефрем Сирин (Мар ’Апрём Сурйайа) и
его наставник Мар Йа'кбв, приобрела огромную известность
и сыграла решающую роль в становлении месопотамской
Школы экзегезы и богословия и в постепенно разворачиваю¬
щейся полемике между представителями по-разному склады¬
вающихся богословских традиций « Востока» и «Запада». По¬
лемика, особенно остро разгоревшаяся вокруг христологиче-
ских понятий и представлений, обильно отражена в писаниях
многих греко- и латиноязычных авторов. Завершает этот пе¬
риод, когда в полемических столкновениях формировались
разные системы богословствования, выдающийся представи¬
тель общности «мелькитов», последний грекоязычный цер- 13