История изучения Церкви Востока Тесно связанная с Антиохийской Церковью, Церковь
Месопотамии привлекала внимание многих греческих и ла¬
тинских авторов, и прежде всего, грекоязычных авторов вос¬
точной части Римской, и впоследствии Византийской, импе¬
рии, свидетельствовавших о возникновении на Востоке, в Ме¬
сопотамии, центров богословской мысли, появлении там авто¬
ров, произведения которых читались часто в кругах гораздо
более широких, чем те, для которых они собственно предна¬
значались. Так, всем1рную известность приобрела «Легенда об
Авгаре» и «Учение Аддая», памятники, повествующие о со¬
бытиях, относящихся к самым истокам возникновения христи¬
анства в Междуречье. Гонения, воздвигнутые против христиан
Церкви Востока персидской династией сасанидов, не могли не
иметь отклика у христиан «западных областей», и фигура
Афраата, первого великого автора богословской традиции
арамеоязычной Церкви, писавшего об этих гонениях стала из¬
вестна в их среде. «Школа персов» Эдессы и Нисивина, у ис¬
токов которой стояли Ефрем Сирин (Мар ’Апрём Сурйайа) и
его наставник Мар Йа'кбв, приобрела огромную известность
и сыграла решающую роль в становлении месопотамской
Школы экзегезы и богословия и в постепенно разворачиваю¬
щейся полемике между представителями по-разному склады¬
вающихся богословских традиций « Востока» и «Запада». По¬
лемика, особенно остро разгоревшаяся вокруг христологиче-
ских понятий и представлений, обильно отражена в писаниях
многих греко- и латиноязычных авторов. Завершает этот пе¬
риод, когда в полемических столкновениях формировались
разные системы богословствования, выдающийся представи¬
тель общности «мелькитов», последний грекоязычный цер- 13