Соборные акты 109 шегося и вочеловечившегося (этгашаи в-этбарнаш)у и страдавшего
и воскресшего после трех дней, и восшедшего на небеса, и грядуще¬
го судить живых и мертвых. И в Святого Духа. Тех, кто говорит, что было [время], когда Его не было, и что
прежде, чем Он родился Его не было, или что Он начал быть из ни¬
чего, или тех, кто говорит, что Он из другой Кнбмы, или из другого
существа, или кто думает, что Сын Божий подвержен изменениям
или перемене (мэштахлпана в-мэштагнйана), таковых Кафоличе¬
ская и Апостольская Церковь анафематствует. Соборы 420 и 424 годов не сделали никаких вероопре¬
деляющих постановлений. Собор 424 года католикоса Мар
'Авдйшб', состоявшийся за семь лет до Эфесского собора,
подтвердил изначальную независимость Церкви Востока от
« западных » т. е. относящихся к Римской империи кафедр324. Собор 486 года Мар Акака Собору 486 года предшествовали соборы 484 и 485 гг.,
явившиеся результатом противостояния католикоса Церкви
Востока Акака и Нисивинского митрополита Бар Савмы325.
Определение собора 484 г., состоявшегося в Бёт Лапате (Гон-
ди-Шапур) в Хузистане, очевидно включало в себе изложение
веры в выражениях строгого антиохийства, что было связано с
реакцией против религиозной политики, проводившейся в со¬
седней — Римской — империи императором Зеноном. Каноны
этого собора, однако, так же как и каноны, принятые на соборе
485 года, не сохранились, хотя богословская направленность
выраженная ими, вероятно, отразилась в вероопределении,
принятом на соборе 486 г. Необходимо помнить, что, если не
считать соборов 484-485 гг., собор Мар Акака — первый не
столько после провозглашения Халкидонского ороса, сколько
после издания « Энотикона ». Влияние последнего в соседнем 32< Synodicon Orientale (Снавот, 1902 ), рр. 50-52/295-297; LABOURT, Le
christianisme, 1904, рр. 121-125; Ortizde Urbina, 1937, рр. 456—485. 5:5 Gero, 1981.