Предисловие Целью данного исследования было выяснить и проде¬
монстрировать христологическую концепцию Ассирийской
Церкви Востока. Как и в других апостольских Церквах, эта
концепция складывалась и развивалась во многом благодаря
противостоянию системам взглядов, опознанных Церковью
как чуждые ей. Тем не менее, положительное содержание хри-
стологического исповедания, воспринятое вместе с пропове¬
дью христианства и выявляемое в процессе полемики, пред¬
ставляет собой тот набор представлений, который может быть
рассмотрен вне явной связи с полемикой. Такое рассмотрение
и является целью данной книги. Необходимо отметить, что употребление термина
« христология » по отношению к соответствующей части веро¬
учения Церкви Востока в значительной мере условно. В
отличие от христиан-греков, у которых изложение вероучения
приняло вид нескольких связанных между собой стройных
систем — онтологии, триадологии, христологии, пневмато-
логии, антропологии и т. д., сирийцы не сформировали столь
систематических построений. Даже само понятие «христоло¬
гия» не имеет строгого сирийского аналога1. Вероучение
восточно-сирийской Церкви складывалось из произведений
церковных писателей, часто поэтических и не « богословских »
в собственном смысле этого слова, и наиболее определенные
формы приобретало в соборных постановлениях. При анализе
вероучительных положений их часто приходилось извлекать
из текстов, не вероучительных по своему жанру. 1 ссг.»»1 rdA^Xcv. йулпана мшихайа — точное формальное соответствие
греческой хР1°^оХоyia — использовалось как обозначение катехизиса. Ср.:
Messianic Teachings..., 1962. 7