Христология Ассирийской Церкви Востока: анализ основных материалов в контексте истории формирования вероучения

Н. Селезнев. Христология Ассирийской Церкви Востока: анализ основных материалов в контексте истории формирования вероучения. М.: Euroasiatica, 2002.

2002

Содержание

ПРЕДИСЛОВИЕ

ОГЛАВЛЕНИЕ

ИСТОРИЯ ИЗУЧЕНИЯ ЦЕРКВИ ВОСТОКА

ОСНОВНЫЕ АВТОРЫ И ДОКУМЕНТЫ

Афраат (р. между 270 и 285 - † 345)

Мар Апрам Сурйайа (Ефрем Сирин)

Диодор Тарсский

Феодор Мопсуестийский

Мар Нарсай

Несторий

Юстиниан и собеседования с богословами Церкви Востока 562 года

Мар Баввай Рабба

Мар Баввай и Сахдона

Сахдона и Мар Йшо'йав III католикос

Христология восточных документов

Соборные акты Церкви Востока

Католикос Мар Тимате’ос I

Мар Элийа Бар Шинайа, митрополит Нисивинский

Мар Авдишо' Бар Бриха, митрополит Нисивинский и Армянский

Церковь Востока и Рим

Опыт Англиканской Миссии

Общая христологическая декларация

Литургические свидетельства

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ОЧЕРК ХРИСТОЛОГИИ ЦЕРКВИ ВОСТОКА

КРАТКАЯ БИБЛИОГРАФИЯ

ИМЕННОЙ УКАЗАТЕЛЬ

SUMMARY

OCR
Предисловие Целью данного исследования было выяснить и проде¬
монстрировать христологическую концепцию Ассирийской
Церкви Востока. Как и в других апостольских Церквах, эта
концепция складывалась и развивалась во многом благодаря
противостоянию системам взглядов, опознанных Церковью
как чуждые ей. Тем не менее, положительное содержание хри-
стологического исповедания, воспринятое вместе с пропове¬
дью христианства и выявляемое в процессе полемики, пред¬
ставляет собой тот набор представлений, который может быть
рассмотрен вне явной связи с полемикой. Такое рассмотрение
и является целью данной книги. Необходимо отметить, что употребление термина
« христология » по отношению к соответствующей части веро¬
учения Церкви Востока в значительной мере условно. В
отличие от христиан-греков, у которых изложение вероучения
приняло вид нескольких связанных между собой стройных
систем — онтологии, триадологии, христологии, пневмато-
логии, антропологии и т. д., сирийцы не сформировали столь
систематических построений. Даже само понятие «христоло¬
гия» не имеет строгого сирийского аналога1. Вероучение
восточно-сирийской Церкви складывалось из произведений
церковных писателей, часто поэтических и не « богословских »
в собственном смысле этого слова, и наиболее определенные
формы приобретало в соборных постановлениях. При анализе
вероучительных положений их часто приходилось извлекать
из текстов, не вероучительных по своему жанру. 1 ссг.»»1 rdA^Xcv. йулпана мшихайа — точное формальное соответствие
греческой хР1°^оХоyia — использовалось как обозначение катехизиса. Ср.:
Messianic Teachings..., 1962. 7