Христология Ассирийской Церкви Востока: анализ основных материалов в контексте истории формирования вероучения

Н. Селезнев. Христология Ассирийской Церкви Востока: анализ основных материалов в контексте истории формирования вероучения. М.: Euroasiatica, 2002.

2002

Содержание

ПРЕДИСЛОВИЕ

ОГЛАВЛЕНИЕ

ИСТОРИЯ ИЗУЧЕНИЯ ЦЕРКВИ ВОСТОКА

ОСНОВНЫЕ АВТОРЫ И ДОКУМЕНТЫ

Афраат (р. между 270 и 285 - † 345)

Мар Апрам Сурйайа (Ефрем Сирин)

Диодор Тарсский

Феодор Мопсуестийский

Мар Нарсай

Несторий

Юстиниан и собеседования с богословами Церкви Востока 562 года

Мар Баввай Рабба

Мар Баввай и Сахдона

Сахдона и Мар Йшо'йав III католикос

Христология восточных документов

Соборные акты Церкви Востока

Католикос Мар Тимате’ос I

Мар Элийа Бар Шинайа, митрополит Нисивинский

Мар Авдишо' Бар Бриха, митрополит Нисивинский и Армянский

Церковь Востока и Рим

Опыт Англиканской Миссии

Общая христологическая декларация

Литургические свидетельства

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ОЧЕРК ХРИСТОЛОГИИ ЦЕРКВИ ВОСТОКА

КРАТКАЯ БИБЛИОГРАФИЯ

ИМЕННОЙ УКАЗАТЕЛЬ

SUMMARY

OCR
158 Заключительный очерк Она сотворила все видимое и невидимое. Она [существует]
безначально, неизменно, нераздельно в трех Кнбмах — Отца,
Сына, и Святого Духа. Посему Господь наш говорит, что в
Нем познается вечная Троица. Вот, Он говорит о Себе:
«Разрушьте храм сей» [Ин 2:19, 21], то есть Человечество, в
которое Он облекся. Он также сказал: «Отец Мой, пребываю¬
щий во Мне, Он творит дела» [Ин 14:10], и Он также свиде¬
тельствовал, что Святой Дух был в Нем, говоря: «Дух Госпо¬
день на Мне; ибо Он помазал Меня » [Лк 4:16] ». Христология В целом христологию Церкви Востока можно охарак¬
теризовать как строго дифизитскую. «Мы сохраняем правое
исповедание двух природ во Христе, то есть Его Божества и
Его Человечества. И мы сохраняем <С. 98> характеристики
природ (дйлайата), благодаря которым мы избавляемся от
смешения и нарушения [целостности] (булбала в-дуввада),
перемены и изменения (в-шугнайа в-шухлапа)»т. Не имеет
смысла вновь приводить многочисленные цитаты из соборных
постановлений или писаний выдающихся представителей бо¬
гословской традиции этой Церкви. Традиционные положения
везде будут представлены как исповедание Христа совершен¬
ным Богом и совершенным Человеком, Словом Божием Еди¬
носущным Отцу и совершенным Человеком единосущным
всем нам, имеющим плоть и кровь рода Адамова и Авраамова,
имеющим разумную душу, подобную нашим, подобным нам
во всем, кроме греха. Идея адопционистского восприятия
« человека », нашедшая своего выразителя, в частности, в лице
Павла Самосатского, Церковью Востока всегда энергично и
явно анафематствовалась: «Анафема тому, кто Истинный
Храм Слова Божия воспринимает как простого человека»406 407.
Человеческая природа Христа обычно именуется или просто
« человечеством » (’нашута), или « человеком » (бар ’наша), 406 Собор Мар Йбсепа (554 г.) 407 Собор Мар Саврйшб' (596), Synodicon Orientale, р. 194, trad. 453; р. 198,
trad. 458.