Диодор Тарсский 41 игру образов и выражений, характерных для менталитета Вос¬
тока со времени принятия там христианства. Грекоязычные
авторы западной Сирии читали Ефрема в греческом переводе
и воспринимали его сочинения как очевидное свидетельство
Предания. На Востоке, в свою очередь, переводили с грече¬
ского «западных» авторов, чему способствовало распростра¬
нение эллинистического влияния, опирающегося на авторитет
христианской империи. Некоторые из грекоязычных авторов,
в частности, Феодор Мопсуестийский и его наставник Диодор
Тарсский, приобрели настолько большое влияние, что были
признаны Учителями, адекватно выразившими и развившими
на греческом древнее Предание Церкви Востока. Диодор Тарсский Христологические взгляды Диодора приобрели из¬
вестность, вероятно, когда он оказался поставленным религи¬
озной политикой Юлиана Отступника перед необходимостью
защищать Божественность Христа. С конца июня 362 года до
S марта 363-го, этот император, известный своими усилиями
по восстановлению язычества в качестве имперской религии,
жил в Антиохии, составляя там обширное полемическое сочи¬
нение против « галилеян », которое он сделал достоянием пуб¬
лики, вероятно, незадолго до своего отбытия на войну с пер¬
сами. Присутствие столь могущественного противника хри¬
стианства в знаменитой Антиохии не могло не сказываться на
состоянии душ и умов всех обитателей Востока. Мыслители и
писатели Церкви были вынуждены откликаться на выпады
Юлиана полемикой. Божественность Христа, «поклонение
человеку из Палестины », наименование 0еотоко<; — таковы
положения, подвергшиеся атакам Юлиана. Христианам пред¬
стояло защищаться, и Диодор, бывший тогда в Антиохии,
принял брошенный вызов. О том, что он вступил в борьбу
видно из слов самого императора, который по свидетельству
Факунда Гермианского писал Фотину: «Но Диодор, колдун
назореев, еще больше усилил свое безрассудство своим давно
умершим колдовством... Если все боги, богини и Тихи [язы¬