Христология Ассирийской Церкви Востока: анализ основных материалов в контексте истории формирования вероучения

Н. Селезнев. Христология Ассирийской Церкви Востока: анализ основных материалов в контексте истории формирования вероучения. М.: Euroasiatica, 2002.

2002

Содержание

ПРЕДИСЛОВИЕ

ОГЛАВЛЕНИЕ

ИСТОРИЯ ИЗУЧЕНИЯ ЦЕРКВИ ВОСТОКА

ОСНОВНЫЕ АВТОРЫ И ДОКУМЕНТЫ

Афраат (р. между 270 и 285 - † 345)

Мар Апрам Сурйайа (Ефрем Сирин)

Диодор Тарсский

Феодор Мопсуестийский

Мар Нарсай

Несторий

Юстиниан и собеседования с богословами Церкви Востока 562 года

Мар Баввай Рабба

Мар Баввай и Сахдона

Сахдона и Мар Йшо'йав III католикос

Христология восточных документов

Соборные акты Церкви Востока

Католикос Мар Тимате’ос I

Мар Элийа Бар Шинайа, митрополит Нисивинский

Мар Авдишо' Бар Бриха, митрополит Нисивинский и Армянский

Церковь Востока и Рим

Опыт Англиканской Миссии

Общая христологическая декларация

Литургические свидетельства

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ОЧЕРК ХРИСТОЛОГИИ ЦЕРКВИ ВОСТОКА

КРАТКАЯ БИБЛИОГРАФИЯ

ИМЕННОЙ УКАЗАТЕЛЬ

SUMMARY

OCR
Диодор Тарсский 41 игру образов и выражений, характерных для менталитета Вос¬
тока со времени принятия там христианства. Грекоязычные
авторы западной Сирии читали Ефрема в греческом переводе
и воспринимали его сочинения как очевидное свидетельство
Предания. На Востоке, в свою очередь, переводили с грече¬
ского «западных» авторов, чему способствовало распростра¬
нение эллинистического влияния, опирающегося на авторитет
христианской империи. Некоторые из грекоязычных авторов,
в частности, Феодор Мопсуестийский и его наставник Диодор
Тарсский, приобрели настолько большое влияние, что были
признаны Учителями, адекватно выразившими и развившими
на греческом древнее Предание Церкви Востока. Диодор Тарсский Христологические взгляды Диодора приобрели из¬
вестность, вероятно, когда он оказался поставленным религи¬
озной политикой Юлиана Отступника перед необходимостью
защищать Божественность Христа. С конца июня 362 года до
S марта 363-го, этот император, известный своими усилиями
по восстановлению язычества в качестве имперской религии,
жил в Антиохии, составляя там обширное полемическое сочи¬
нение против « галилеян », которое он сделал достоянием пуб¬
лики, вероятно, незадолго до своего отбытия на войну с пер¬
сами. Присутствие столь могущественного противника хри¬
стианства в знаменитой Антиохии не могло не сказываться на
состоянии душ и умов всех обитателей Востока. Мыслители и
писатели Церкви были вынуждены откликаться на выпады
Юлиана полемикой. Божественность Христа, «поклонение
человеку из Палестины », наименование 0еотоко<; — таковы
положения, подвергшиеся атакам Юлиана. Христианам пред¬
стояло защищаться, и Диодор, бывший тогда в Антиохии,
принял брошенный вызов. О том, что он вступил в борьбу
видно из слов самого императора, который по свидетельству
Факунда Гермианского писал Фотину: «Но Диодор, колдун
назореев, еще больше усилил свое безрассудство своим давно
умершим колдовством... Если все боги, богини и Тихи [язы¬