Христология Ассирийской Церкви Востока: анализ основных материалов в контексте истории формирования вероучения

Н. Селезнев. Христология Ассирийской Церкви Востока: анализ основных материалов в контексте истории формирования вероучения. М.: Euroasiatica, 2002.

2002

Содержание

ПРЕДИСЛОВИЕ

ОГЛАВЛЕНИЕ

ИСТОРИЯ ИЗУЧЕНИЯ ЦЕРКВИ ВОСТОКА

ОСНОВНЫЕ АВТОРЫ И ДОКУМЕНТЫ

Афраат (р. между 270 и 285 - † 345)

Мар Апрам Сурйайа (Ефрем Сирин)

Диодор Тарсский

Феодор Мопсуестийский

Мар Нарсай

Несторий

Юстиниан и собеседования с богословами Церкви Востока 562 года

Мар Баввай Рабба

Мар Баввай и Сахдона

Сахдона и Мар Йшо'йав III католикос

Христология восточных документов

Соборные акты Церкви Востока

Католикос Мар Тимате’ос I

Мар Элийа Бар Шинайа, митрополит Нисивинский

Мар Авдишо' Бар Бриха, митрополит Нисивинский и Армянский

Церковь Востока и Рим

Опыт Англиканской Миссии

Общая христологическая декларация

Литургические свидетельства

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ОЧЕРК ХРИСТОЛОГИИ ЦЕРКВИ ВОСТОКА

КРАТКАЯ БИБЛИОГРАФИЯ

ИМЕННОЙ УКАЗАТЕЛЬ

SUMMARY

OCR
58 Нарсай Образ одеяния, используемый Феодором для описания
Вочеловечения Слова, как мы видели, из числа давно приня¬
тых на Востоке. Он встречается уже в Учении Аддая, его
употребляют Афраат и Ефрем166 167 168. Впоследствии он получил
широкое распространение1 . Осуждение Феодора эдиктом императора Юстиниана
543 г. в Церкви Востока было воспринято как выпад против
традиции. В 544 г. был созван собор, который под председа¬
тельством католикоса Мар Аввы подтвердил верность
« Блаженному Толкователю » и его методу экзегезы и богосло¬
вия16*, а осуждение «Трех глав» на II Константинопольском
Соборе, созванном императором, чьи попытки прийти к согла¬
сию с монофизитским сообществом были широко известны,
побудило Церковь Востока к еще более осторожному отноше¬
нию к взаимоотношениям с Церковью империи169 170 171. Мар Нарсай Основным источником по жизни Мар Нарсая является глава
из сочинения Бар-хадбшаббы ' Арбайа, часть которого была опубли¬
кована аббатом Франсуа Но под названием La seconde partie de
Vhistoire ecclesiastique'10. Некоторые дополнительные сведения на¬
ходятся в другом произведении того же автора, изданном Аддаем
Шером — Cause de la fondation des Ecoles'1'. Наконец, краткая, не
содержащая существенных данных, заметка содержится в так назы- 166 Вкоск, 1982, (особ. С. 23). 167 Ср.: РддЙва ВСЕЕЛГОСЛОВе'нНДА MpVf, НЗ ТЕС* СО БСЕС ЛГОМОВе'иНЫН СГ2
ШД^АСА ВО БС€ГО Л1А ЧЕЛОВ'&КД: М ШДЖАКСА СОЕДННН СВОЕЛМ СЖЕГГВ4, НЕИЗУ¬
ЧЕННЫМ* соеднне'шемя дво однгнт|ме. (Канон Одигитрии, гл. 2, песнь 8, троп. 1); OrHE/VtZ ЕЖЕ{ТВД НЕВЕ1|ЖТВЕННЫМ2, BZ ПЛОТЬ ВЕ1|ЖТВЕНН^
ШД'ЁАВСА, 1О|1Д4Н1К0К) и)сЛДГ4ЕТ(А ВОДОЮ, В0ПЛ01|1ЕН(А ш двы гдь гакш прослд- внса. (1 -й канон Крещению, гл. 2, песнь 1,троп. 2). 168 Synodicon Orientale (Снавот, 1902.), рр. 138, 176-178, 210-211, 550. 169 Davids, 1998. 170 Nau, 1913, рр. 588-615 [100-127]. 171 Scher, Cause de la fondation des Ecoles, 1908, pp. 381-387 [57-73].