Христология Ассирийской Церкви Востока: анализ основных материалов в контексте истории формирования вероучения

Н. Селезнев. Христология Ассирийской Церкви Востока: анализ основных материалов в контексте истории формирования вероучения. М.: Euroasiatica, 2002.

2002

Содержание

ПРЕДИСЛОВИЕ

ОГЛАВЛЕНИЕ

ИСТОРИЯ ИЗУЧЕНИЯ ЦЕРКВИ ВОСТОКА

ОСНОВНЫЕ АВТОРЫ И ДОКУМЕНТЫ

Афраат (р. между 270 и 285 - † 345)

Мар Апрам Сурйайа (Ефрем Сирин)

Диодор Тарсский

Феодор Мопсуестийский

Мар Нарсай

Несторий

Юстиниан и собеседования с богословами Церкви Востока 562 года

Мар Баввай Рабба

Мар Баввай и Сахдона

Сахдона и Мар Йшо'йав III католикос

Христология восточных документов

Соборные акты Церкви Востока

Католикос Мар Тимате’ос I

Мар Элийа Бар Шинайа, митрополит Нисивинский

Мар Авдишо' Бар Бриха, митрополит Нисивинский и Армянский

Церковь Востока и Рим

Опыт Англиканской Миссии

Общая христологическая декларация

Литургические свидетельства

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ОЧЕРК ХРИСТОЛОГИИ ЦЕРКВИ ВОСТОКА

КРАТКАЯ БИБЛИОГРАФИЯ

ИМЕННОЙ УКАЗАТЕЛЬ

SUMMARY

OCR
70 Юстиниан и собеседования 562 г. Юстиниан и собеседования с богословами Церкви
Востока 562 года До наших дней сохранилась сирийская рукопись (Brit. Mus.
Add. 14535) с записью части этой дискуссии. Данный фрагмент был
факсимильно воспроизведен и снабжен французским переводом Ан¬
туаном Гийомоном (Antoine Guillaumont) в 1969 г.198 Откровенно неприязненное отношение официальных
кругов Церкви империи к самому Феодору Мопсуестийскому
и всему, что с ним связано199, выразившееся в тотальном осу¬
ждении его наследия как одной из «Трех глав» собором 553
года, имело следствием дискредитацию и предание забвению в
пределах экумены и всего положительного вклада в историю
формирования вероучения Церкви, сделанного Антиохийской
традицией, олицетворяемой Феодором. Напряженность в от¬
ношениях Византийской Церкви и Церкви Востока вследствие
этого не могла не стать еще более ощутимой. Связи между
этими Церквами, однако, не были совершенно разорваны. Им¬
ператор, вероятно, знал, что научно-богословские центры на
Востоке продолжают развиваться, и что Нисивинская Школа,
руководимая Мар Аврахамол* из Бет Раббаня (510-569/70),
приобретала все большую известность и не имела себе равных
в Византии. Произвел впечатление и католикос Мар Авва I
(540-552), посетивший Константинополь во время своего пу¬
тешествия в Палестину, Египет и Византию. Несомненно, что
Церковь Востока не выпадала из поля зрения императора. 198 Guillaumont, 1969/70, рр. 41-66; Scrittiy 1977, рр. 179-192 (рр. 180-187
— syr. facs.; рр. 188-192 — tr. fr.); англ, пер.: Dr. Jeffrey Macdonald см.
библиогр. 199 Гийомон цитирует один из актов, свидетельствующий об отношении к
Феодору: « Был некий тлетворный человек, или, скорей, дикое животное,
диавол, имевший человеческий облик, лживо именовавшийся Феодором
[« Дар Божий »], носивший одеяние и звание епископа, скрывавшийся в ка¬
ком-то захолустье, в неведомом месте земли, в Мопсуестии, ничтожном
городишке Второй Селевкии»; Guillaumont, 1969/70, р. 55, п. 75.