Христология Ассирийской Церкви Востока: анализ основных материалов в контексте истории формирования вероучения

Н. Селезнев. Христология Ассирийской Церкви Востока: анализ основных материалов в контексте истории формирования вероучения. М.: Euroasiatica, 2002.

2002

Содержание

ПРЕДИСЛОВИЕ

ОГЛАВЛЕНИЕ

ИСТОРИЯ ИЗУЧЕНИЯ ЦЕРКВИ ВОСТОКА

ОСНОВНЫЕ АВТОРЫ И ДОКУМЕНТЫ

Афраат (р. между 270 и 285 - † 345)

Мар Апрам Сурйайа (Ефрем Сирин)

Диодор Тарсский

Феодор Мопсуестийский

Мар Нарсай

Несторий

Юстиниан и собеседования с богословами Церкви Востока 562 года

Мар Баввай Рабба

Мар Баввай и Сахдона

Сахдона и Мар Йшо'йав III католикос

Христология восточных документов

Соборные акты Церкви Востока

Католикос Мар Тимате’ос I

Мар Элийа Бар Шинайа, митрополит Нисивинский

Мар Авдишо' Бар Бриха, митрополит Нисивинский и Армянский

Церковь Востока и Рим

Опыт Англиканской Миссии

Общая христологическая декларация

Литургические свидетельства

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ОЧЕРК ХРИСТОЛОГИИ ЦЕРКВИ ВОСТОКА

КРАТКАЯ БИБЛИОГРАФИЯ

ИМЕННОЙ УКАЗАТЕЛЬ

SUMMARY

OCR
Заключительный очерк
христологии Церкви Востока Триадологическое учение Всякая христология в своем развитии отталкивается от
триадологии. Триадология Церкви Востока совершенно кор¬
ректна. Исповедание трех Кнбм [~ Ипостасей] (в приложении
к Троице в традиции Церкви Востока не принято говорить о
трех « Лицах » — Парсопэ) в единстве Божественного сущест¬
ва фигурирует в традиции этой Церкви как основное положе¬
ние в христианском вероучении, и это исповедание объединя¬
ет ее с мелькитами и йаковитами. По этой причине католикос
Мар Тйматё’бс I признавал крещение, совершенное в других
конфессиях, если они принимают Никео-Константинополь-
ский символ веры404. Его рассуждения на этот счет носят за¬
метно мирный характер: «разделения между кириллианами,
халкидонитами и несторианами, — пишет он, — не повреж¬
дают самых основ веры, а именно исповедания совершенного
Божества и совершенного Человечества Христа. У всех трех
Церквей основания строения хороши, только у халкидонитов и
йаковитов разрушена кровля, тогда как у нас она пребывает в
добром состоянии »405. У представителей богословской тради¬
ции Церкви Востока, так же как и у Феодора Мопсуестийско-
го, мы находим явно выраженную концепцию пергхсорл^Ц
перихорисис, привлекший) внимание греческих авторов не¬
сколько позже. Так, во втором догматическом послании като¬
ликоса Мар Аввы I говорится: «Троица существует извечно, 404 Epist., I. trad. р. 9 et sq. 405 Epist., XXVI. 157