Избранные труды. Том I. Семиотика истории. Семиотика культуры

Успенский Б. А. Избранные труды. Т.I. Семиотика истории. Семиотика культуры. Изд. 2-е. — Москва: Школа "Языки Русской Культуры", 1996. С.608. ISBN 5-88766-007-4

Настоящее (второе) издание «Избранных трудов» выходит в 3-х томах в исправленном и значительно расширенном виде. Некоторые статьи публикуются впервые. Почти все статьи были переработаны для данного издания. Первый том "Семиотика истории. Семиотика культуры" открывается общей статьей, посвященной восприятию времени, и в частности, восприятию истории как действенному фактору в историческом процессе. Эти общие положения иллюстрируются в последующих работах на конкретном материале русской истории. Таковы, например, статьи о самозванцах в России, о восприятии современниками Петра I, и цикл статей, посвященных концепции Москвы как третьего Рима. Автор показывает, что восприятие истории является культурно обусловленным и что оно (это восприятие) определяет исторический процесс. Другой цикл статей специально посвящен царской власти в России. Таковы статьи "Царь и Бог", "Царь и патриарх", "Царь и самозванец". Третий цикл статей данного тома посвящен дуализму в русской культуре. Таковы статьи "Роль дуальных моделей в динамике русской культуры (до конца XVIII века)" и "Анти-поведение в культуре Древней Руси".

Содержание

Предисловие

Предисловие ко второму изданию

История и семиотика (Восприятие времени как семиотическая проблема)

Historia sub specie semioticae

Восприятие истории в Древней Руси и доктрина «Москва — третий Рим»

Отзвуки концепции «Москва — третий Рим» в идеологии Петра Первого (К проблеме средневековой традиции в культуре барокко) (в соавторстве Ю. М. Лотманом)

Царь и самозванец: самозванчество в России как культурно-исторический феномен

Царь и патриарх: харизма власти в России (Византийская модель и ее русское переосмысление)

Царь и Бог (Семиотические аспекты сакрализации монарха в России) (в соавторстве с В. М. Живовым)

Роль дуальных моделей в динамике русской культуры (до конца XVIII века) (в соавторстве с Ю. М. Лотманом)

Дуалистический характер русской средневековой культуры (на материале «Хожения за три моря» Афанасия Никитина)

Миф — имя — культура (в соавторстве с Ю. М. Лотманом)

Анти-поведение в культуре Древней Руси

Раскол и культурный конфликт XVII века

Цитируемая литература

Принятые сокращения

Библиографическая справка

Именной указатель

Оглавление

OCR
Восприятие истории
в Древней Руси и доктрина
«Москва — третий Рим»
Это Москва переписывала набело
Чернилами первых побед
Первого Рима судьбы черновик
(Хлебников. Зангези)

Не так давно мы отмечали тысячелетие крещения Руси —
и это переживалось как очень значительное событие, так или
иначе касающееся каждого из нас. Тысячелетний юбилей отме­
чался торжественно и эмоционально; он повсеместно восприни­
мался как в а ж н а я веха в истории нашей страны — в а ж н а я не
только д л я нашего прошлого, но т а к ж е д л я настоящего и буду­
щего.
Но почему так переживалась эта дата? Иными словами: по­
чему именно дата — не событие, а дата — оказывается д л я нас
значимой? Можно ли считать, что это всего лишь удобный по­
вод д л я того, чтобы оглянуться на прошедший период и оценить
то, что произошло? К а ж е т с я , здесь нечто большее, чем простая
условность. . .
Итак: почему д л я нас так важен цикл, круглая дата? Оче­
видно, что это связано с восприятием времени и прежде всего —
с восприятием истории.
В настоящей работе мы будем говорить о восприятии исто­
рии в Древней Руси и, в частности, о том, как переживалась
в свое время еще более значительная дата — завершение вре­
менного цикла, отсчитываемого от сотворения мира и, следова­
тельно, значимого не д л я одной страны, не д л я одного народа, а
д л я всего человечества. Мы попытаемся показать, к каким исто­
рическим последствиям привело это переживание. Итак, мы бу­
дем говорить о том влиянии, которое оказывает на исторический
процесс восприятие времени.