Избранные труды. Том I. Семиотика истории. Семиотика культуры

Успенский Б. А. Избранные труды. Т.I. Семиотика истории. Семиотика культуры. Изд. 2-е. — Москва: Школа "Языки Русской Культуры", 1996. С.608. ISBN 5-88766-007-4

Настоящее (второе) издание «Избранных трудов» выходит в 3-х томах в исправленном и значительно расширенном виде. Некоторые статьи публикуются впервые. Почти все статьи были переработаны для данного издания. Первый том "Семиотика истории. Семиотика культуры" открывается общей статьей, посвященной восприятию времени, и в частности, восприятию истории как действенному фактору в историческом процессе. Эти общие положения иллюстрируются в последующих работах на конкретном материале русской истории. Таковы, например, статьи о самозванцах в России, о восприятии современниками Петра I, и цикл статей, посвященных концепции Москвы как третьего Рима. Автор показывает, что восприятие истории является культурно обусловленным и что оно (это восприятие) определяет исторический процесс. Другой цикл статей специально посвящен царской власти в России. Таковы статьи "Царь и Бог", "Царь и патриарх", "Царь и самозванец". Третий цикл статей данного тома посвящен дуализму в русской культуре. Таковы статьи "Роль дуальных моделей в динамике русской культуры (до конца XVIII века)" и "Анти-поведение в культуре Древней Руси".

Содержание

Предисловие

Предисловие ко второму изданию

История и семиотика (Восприятие времени как семиотическая проблема)

Historia sub specie semioticae

Восприятие истории в Древней Руси и доктрина «Москва — третий Рим»

Отзвуки концепции «Москва — третий Рим» в идеологии Петра Первого (К проблеме средневековой традиции в культуре барокко) (в соавторстве Ю. М. Лотманом)

Царь и самозванец: самозванчество в России как культурно-исторический феномен

Царь и патриарх: харизма власти в России (Византийская модель и ее русское переосмысление)

Царь и Бог (Семиотические аспекты сакрализации монарха в России) (в соавторстве с В. М. Живовым)

Роль дуальных моделей в динамике русской культуры (до конца XVIII века) (в соавторстве с Ю. М. Лотманом)

Дуалистический характер русской средневековой культуры (на материале «Хожения за три моря» Афанасия Никитина)

Миф — имя — культура (в соавторстве с Ю. М. Лотманом)

Анти-поведение в культуре Древней Руси

Раскол и культурный конфликт XVII века

Цитируемая литература

Принятые сокращения

Библиографическая справка

Именной указатель

Оглавление

OCR
Предисловие
Работы, собранные в настоящем издании, различаются как
по своему объему, так и по своему характеру и, наконец, по сво­
ей тематике: читатель найдет здесь исследования по семиотике,
лингвистике, поэтике, славистике, истории, культурологии. Чи­
тателю самому предоставляется судить, в какой мере эти работы
связаны общим исследовательским подходом; во всяком случае,
они связаны биографически — они о т р а ж а ю т различные аспек­
т ы деятельности автора и разные этапы его творческого пути.
Этот путь начался с общего языкознания. Мои первые ра­
боты были посвящены структурной лингвистике и прежде все­
го структурной типологии языков. Именно общее языкознание
определило теоретический фундамент всей дальнейшей работы:
я начал смотреть на мир глазами лингвиста.
З а н я т и я структурной лингвистикой естественно привели к
занятиям семиотикой. В свою очередь, обращение к семиотике
существенно расширило круг моих исследовательских интере­
сов: так я стал заниматься семиотикой искусства и, в частности,
семиотикой иконы.
З а н я т и я семиотикой иконы заставили меня обратиться к из­
учению старообрядчества: ведь именно старообрядцы сохранили
древнерусские иконы. Более того, они сохранили традицию иконописания, как сохранили они многие другие аспекты древне­
русской культуры: русское старообрядчество — это уникальный
заповедник средневековой культуры.
В старообрядческих храмах я неожиданно обнаружил осо­
бую систему чтения церковных книг, т. е., иначе говоря, осо­
бую традицию церковнославянского произношения. Эта тради­
ция оказалась весьма архаической: выяснилось, что она вос­
ходит к XI-XIII вв. Это заставило меня специально заняться
историей церковнославянского, а затем и русского литератур­
ного я з ы к а . Т а к я пришел к славистике.