Избранные труды. Том I. Семиотика истории. Семиотика культуры

Успенский Б. А. Избранные труды. Т.I. Семиотика истории. Семиотика культуры. Изд. 2-е. — Москва: Школа "Языки Русской Культуры", 1996. С.608. ISBN 5-88766-007-4

Настоящее (второе) издание «Избранных трудов» выходит в 3-х томах в исправленном и значительно расширенном виде. Некоторые статьи публикуются впервые. Почти все статьи были переработаны для данного издания. Первый том "Семиотика истории. Семиотика культуры" открывается общей статьей, посвященной восприятию времени, и в частности, восприятию истории как действенному фактору в историческом процессе. Эти общие положения иллюстрируются в последующих работах на конкретном материале русской истории. Таковы, например, статьи о самозванцах в России, о восприятии современниками Петра I, и цикл статей, посвященных концепции Москвы как третьего Рима. Автор показывает, что восприятие истории является культурно обусловленным и что оно (это восприятие) определяет исторический процесс. Другой цикл статей специально посвящен царской власти в России. Таковы статьи "Царь и Бог", "Царь и патриарх", "Царь и самозванец". Третий цикл статей данного тома посвящен дуализму в русской культуре. Таковы статьи "Роль дуальных моделей в динамике русской культуры (до конца XVIII века)" и "Анти-поведение в культуре Древней Руси".

Содержание

Предисловие

Предисловие ко второму изданию

История и семиотика (Восприятие времени как семиотическая проблема)

Historia sub specie semioticae

Восприятие истории в Древней Руси и доктрина «Москва — третий Рим»

Отзвуки концепции «Москва — третий Рим» в идеологии Петра Первого (К проблеме средневековой традиции в культуре барокко) (в соавторстве Ю. М. Лотманом)

Царь и самозванец: самозванчество в России как культурно-исторический феномен

Царь и патриарх: харизма власти в России (Византийская модель и ее русское переосмысление)

Царь и Бог (Семиотические аспекты сакрализации монарха в России) (в соавторстве с В. М. Живовым)

Роль дуальных моделей в динамике русской культуры (до конца XVIII века) (в соавторстве с Ю. М. Лотманом)

Дуалистический характер русской средневековой культуры (на материале «Хожения за три моря» Афанасия Никитина)

Миф — имя — культура (в соавторстве с Ю. М. Лотманом)

Анти-поведение в культуре Древней Руси

Раскол и культурный конфликт XVII века

Цитируемая литература

Принятые сокращения

Библиографическая справка

Именной указатель

Оглавление

OCR
II.
1.

Сакрализация монарха
как семиотический процесс
Семиотические атрибуты монарха:
царь и Б о г

1.1. Ориентация на чужие культурные традиции имеет от­
четливо выраженный семиотический характер. Заимствуемые
формы в самом процессе заимствования приобретают новую
функцию: они призваны именно указывать на связь с соот­
ветствующей культурной традицией. Немецкий к а ф т а н на нем­
це не значит ничего, но немецкий к а ф т а н на русском пре­
вращается в символ его приверженности европейской культу­
ре. В интересующей нас сфере подобные процессы приобрета­
ют особую значимость. Это проявляется в целом ряде аспек­
тов, в частности, в различных способах наименования монар­
ха и обращения к нему. Русского монарха могут именовать
таким же образом, как византийского василевса или европей­
ского императора. По своему первоначальному заданию эти
новые наименования призваны символизировать соответствую­
щую культурно-политическую ориентацию, т. е. свидетельство­
вать о новом статусе русского монарха. В тех случаях, когда
эти наименования связаны с сакральной семантикой, они могут
в русском культурном контексте пониматься буквально. Такое
буквальное понимание может иметь двоякий результат: при по­
ложительной рецепции это приводит к сакрализации царской
власти, при отрицательной рецепции — к отвержению всего го­
сударственного строя, поскольку наделение царя сакральными
атрибутами воспринимается как кощунство. Восприятие послед­
него рода рассматривается, естественно, как бунт и преследует­
ся государственной властью. Апологеты государственной власти
настаивают при этом на закономерности подобных атрибутов, и
это делает внешние знаки сакрализации царя предметом госу­
дарственной политики. Таким образом, сакрализация царя пре­
вращается в государственный культ. В результате данного раз­
вития история внешних атрибутов царской власти оказывает-