Избранные труды. Том I. Семиотика истории. Семиотика культуры

Успенский Б. А. Избранные труды. Т.I. Семиотика истории. Семиотика культуры. Изд. 2-е. — Москва: Школа "Языки Русской Культуры", 1996. С.608. ISBN 5-88766-007-4

Настоящее (второе) издание «Избранных трудов» выходит в 3-х томах в исправленном и значительно расширенном виде. Некоторые статьи публикуются впервые. Почти все статьи были переработаны для данного издания. Первый том "Семиотика истории. Семиотика культуры" открывается общей статьей, посвященной восприятию времени, и в частности, восприятию истории как действенному фактору в историческом процессе. Эти общие положения иллюстрируются в последующих работах на конкретном материале русской истории. Таковы, например, статьи о самозванцах в России, о восприятии современниками Петра I, и цикл статей, посвященных концепции Москвы как третьего Рима. Автор показывает, что восприятие истории является культурно обусловленным и что оно (это восприятие) определяет исторический процесс. Другой цикл статей специально посвящен царской власти в России. Таковы статьи "Царь и Бог", "Царь и патриарх", "Царь и самозванец". Третий цикл статей данного тома посвящен дуализму в русской культуре. Таковы статьи "Роль дуальных моделей в динамике русской культуры (до конца XVIII века)" и "Анти-поведение в культуре Древней Руси".

Содержание

Предисловие

Предисловие ко второму изданию

История и семиотика (Восприятие времени как семиотическая проблема)

Historia sub specie semioticae

Восприятие истории в Древней Руси и доктрина «Москва — третий Рим»

Отзвуки концепции «Москва — третий Рим» в идеологии Петра Первого (К проблеме средневековой традиции в культуре барокко) (в соавторстве Ю. М. Лотманом)

Царь и самозванец: самозванчество в России как культурно-исторический феномен

Царь и патриарх: харизма власти в России (Византийская модель и ее русское переосмысление)

Царь и Бог (Семиотические аспекты сакрализации монарха в России) (в соавторстве с В. М. Живовым)

Роль дуальных моделей в динамике русской культуры (до конца XVIII века) (в соавторстве с Ю. М. Лотманом)

Дуалистический характер русской средневековой культуры (на материале «Хожения за три моря» Афанасия Никитина)

Миф — имя — культура (в соавторстве с Ю. М. Лотманом)

Анти-поведение в культуре Древней Руси

Раскол и культурный конфликт XVII века

Цитируемая литература

Принятые сокращения

Библиографическая справка

Именной указатель

Оглавление

OCR
История и семиотика
(Восприятие времени как семиотическая проблема)
Признаюсь Тебе, Господи, я до сих пор не знаю,
что такое время, но признаюсь, Господи, и в дру­
гом: я знаю, что говорю это во времени. . . Каким
же образом я это знаю, а что такое время, не
знаю? А может быть, я не знаю, каким образом
рассказать о том, что я знаю?
(Августин. Исповедь, XI, 32)

§ 1. Мы начнем эту работу с предварительных замечаний
терминологического характера. Наша работа, как явствует из
ее названия, посвящена отношению семиотики и истории: речь
пойдет о семиотике истории или, точнее, о том, что такое исто­
рия с точки зрения семиотики. При этом как термин «семиоти­
ка», так и термин «история» нуждаются в уточнении: в самом
деле, к а ж д ы й из этих терминов может пониматься существенно
различным образом.
Совершенно ясно, вообще говоря, что семиотика — это на­
ука о знаках, тогда как история — это наука о прошлом. Это,
безусловно, верно; однако, и то и другое определение явно недо­
статочно.
Действительно, семиотика — это наука о знаках. Но знак мо­
жет рассматриваться сам по себе, независимо от процесса ком­
муникации, или же как часть некоторой системы, на которой
осуществляется коммуникация; эта система знаков, выступаю­
щая как средство коммуникации, определяется как я з ы к (при
этом естественный язык выступает как одна из разновидностей
языка в широком семиотическом смысле). Иначе говоря, знак
может связываться как со з н а ч е н и е м (в самом широком смы­
сле), так и с с о о б щ е н и е м , обусловленным актом коммуника­
ции.
Итак, целесообразно различать с е м и о т и к у з н а к а и
с е м и о т и к у я з ы к а как знаковой системы; первая восходит к