Избранные труды. Том I. Семиотика истории. Семиотика культуры

Успенский Б. А. Избранные труды. Т.I. Семиотика истории. Семиотика культуры. Изд. 2-е. — Москва: Школа "Языки Русской Культуры", 1996. С.608. ISBN 5-88766-007-4

Настоящее (второе) издание «Избранных трудов» выходит в 3-х томах в исправленном и значительно расширенном виде. Некоторые статьи публикуются впервые. Почти все статьи были переработаны для данного издания. Первый том "Семиотика истории. Семиотика культуры" открывается общей статьей, посвященной восприятию времени, и в частности, восприятию истории как действенному фактору в историческом процессе. Эти общие положения иллюстрируются в последующих работах на конкретном материале русской истории. Таковы, например, статьи о самозванцах в России, о восприятии современниками Петра I, и цикл статей, посвященных концепции Москвы как третьего Рима. Автор показывает, что восприятие истории является культурно обусловленным и что оно (это восприятие) определяет исторический процесс. Другой цикл статей специально посвящен царской власти в России. Таковы статьи "Царь и Бог", "Царь и патриарх", "Царь и самозванец". Третий цикл статей данного тома посвящен дуализму в русской культуре. Таковы статьи "Роль дуальных моделей в динамике русской культуры (до конца XVIII века)" и "Анти-поведение в культуре Древней Руси".

Содержание

Предисловие

Предисловие ко второму изданию

История и семиотика (Восприятие времени как семиотическая проблема)

Historia sub specie semioticae

Восприятие истории в Древней Руси и доктрина «Москва — третий Рим»

Отзвуки концепции «Москва — третий Рим» в идеологии Петра Первого (К проблеме средневековой традиции в культуре барокко) (в соавторстве Ю. М. Лотманом)

Царь и самозванец: самозванчество в России как культурно-исторический феномен

Царь и патриарх: харизма власти в России (Византийская модель и ее русское переосмысление)

Царь и Бог (Семиотические аспекты сакрализации монарха в России) (в соавторстве с В. М. Живовым)

Роль дуальных моделей в динамике русской культуры (до конца XVIII века) (в соавторстве с Ю. М. Лотманом)

Дуалистический характер русской средневековой культуры (на материале «Хожения за три моря» Афанасия Никитина)

Миф — имя — культура (в соавторстве с Ю. М. Лотманом)

Анти-поведение в культуре Древней Руси

Раскол и культурный конфликт XVII века

Цитируемая литература

Принятые сокращения

Библиографическая справка

Именной указатель

Оглавление

OCR
спективе — космологической и исторической, — и это придает
происходящим событиям особую значимость.
Но вот другой — противоположный — пример. Одно вре­
мя Тверь воспринималась как новый Константинополь (ср.: Во­
дов, 1980; Водов, 1983), однако в данном случае новый Кон­
стантинополь не отменяет старый и ему не противопоставляет­
ся: тверской князь уподобляется византийскому императору, но
при этом отнюдь не предполагается translatio imperii. Здесь есть
то отождествление, которое присуще вообще космологическому
сознанию, но нет восприятия истории. Между тем в представле­
нии о Москве как третьем Риме мы имеем органический синтез
космологического и исторического сознания. Именно это и об­
условливает особую значимость восприятия такого рода. Оно
на многие столетия определяет политику Москвы и имперские
тенденции ее правителей.
Таким образом, восприятие времени и временных циклов
оказывается в а ж н ы м и действенным фактором, определяющим
ход истории, т. е. последующее развертывание исторических со­
бытий.

Примечания
1

Этот первоначальный, онтологически исходный текст, который
так или иначе соотносится со всем тем, что случается впоследствии,
соответствует тому, что мы понимаем обычно под «мифом».
2

В частности, они могут соотноситься как с космологическим про­
шлым, так и с историческим будущим, представление о котором опре­
деляется причинно-следственными связями.
3

В зависимости от мартовского или сентябрьского календарно­
го стиля одни ожидали конца света в марте, другие — в сентя­
бре; так, в частности, Епифаний Премудрый сообщает в Житии Сте­
фана Пермского, что второе пришествие ожидается в марте (см.:
Кушелев-Безбородко, IV, с. 131). Вместе с тем, поскольку сентябрь­
ские пасхалии размечали время с начала Великого поста до Петрова
дня, светопреставления могли ожидать уже с июля 1492 г. См.: Плигузов и Тихонюк, 1988, с. 52.
4

О б ожидании конца света на Руси в 1492 г. см., в частности:
Карамзин, VI, с. 7-8 и примеч. 7, 13; Шевырев, IV, с. 49-53; Ма-