Избранные труды. Том I. Семиотика истории. Семиотика культуры

Успенский Б. А. Избранные труды. Т.I. Семиотика истории. Семиотика культуры. Изд. 2-е. — Москва: Школа "Языки Русской Культуры", 1996. С.608. ISBN 5-88766-007-4

Настоящее (второе) издание «Избранных трудов» выходит в 3-х томах в исправленном и значительно расширенном виде. Некоторые статьи публикуются впервые. Почти все статьи были переработаны для данного издания. Первый том "Семиотика истории. Семиотика культуры" открывается общей статьей, посвященной восприятию времени, и в частности, восприятию истории как действенному фактору в историческом процессе. Эти общие положения иллюстрируются в последующих работах на конкретном материале русской истории. Таковы, например, статьи о самозванцах в России, о восприятии современниками Петра I, и цикл статей, посвященных концепции Москвы как третьего Рима. Автор показывает, что восприятие истории является культурно обусловленным и что оно (это восприятие) определяет исторический процесс. Другой цикл статей специально посвящен царской власти в России. Таковы статьи "Царь и Бог", "Царь и патриарх", "Царь и самозванец". Третий цикл статей данного тома посвящен дуализму в русской культуре. Таковы статьи "Роль дуальных моделей в динамике русской культуры (до конца XVIII века)" и "Анти-поведение в культуре Древней Руси".

Содержание

Предисловие

Предисловие ко второму изданию

История и семиотика (Восприятие времени как семиотическая проблема)

Historia sub specie semioticae

Восприятие истории в Древней Руси и доктрина «Москва — третий Рим»

Отзвуки концепции «Москва — третий Рим» в идеологии Петра Первого (К проблеме средневековой традиции в культуре барокко) (в соавторстве Ю. М. Лотманом)

Царь и самозванец: самозванчество в России как культурно-исторический феномен

Царь и патриарх: харизма власти в России (Византийская модель и ее русское переосмысление)

Царь и Бог (Семиотические аспекты сакрализации монарха в России) (в соавторстве с В. М. Живовым)

Роль дуальных моделей в динамике русской культуры (до конца XVIII века) (в соавторстве с Ю. М. Лотманом)

Дуалистический характер русской средневековой культуры (на материале «Хожения за три моря» Афанасия Никитина)

Миф — имя — культура (в соавторстве с Ю. М. Лотманом)

Анти-поведение в культуре Древней Руси

Раскол и культурный конфликт XVII века

Цитируемая литература

Принятые сокращения

Библиографическая справка

Именной указатель

Оглавление

OCR
Роль дуальных моделей
в динамике русской культуры
( д о к о н ц а X V I I I века)*

0. В самом широком смысле к у л ь т у р а может пониматься как
ненаследственная память коллектива, в ы р а ж а ю щ а я с я в опреде­
ленной системе запретов и предписаний . Такое понимание ни­
как не исключает, однако, аксиологического подхода к культу­
ре: действительно, д л я самого коллектива культура всякий раз
предстает как определенная система ценностей. Различие между
названными подходами может быть сведено к разнице между
внешней точкой зрения постороннего наблюдения и внутренней
точкой зрения самого носителя культуры: аксиологический под­
ход неизбежно предполагает учет именно внутренней точки зре­
ния, т. е. самосознания культуры. Исследователи культуры и в
этом случае занимают, естественно, отчужденную позицию по­
стороннего наблюдателя: позиция внутреннего наблюдения вы­
ступает как предмет исследования. История культуры в этом
смысле — это не только динамика тех или иных запретов и
предписаний, но и динамика самосознания культуры, в той или
иной мере объясняющая соответствующее изменение норматив­
ных установок (т.е. предписаний и запретов).
1

Итак, культура — система коллективной памяти и коллек­
тивного сознания — одновременно неизбежно является некото­
рой единой д л я данного коллектива ценностной структурой. По­
требность самоописания, связанная с необходимостью на опре­
деленном этапе ценностно и структурно упорядочить себя как
целое, активно воздействует на культуру как описываемый фе­
номен. Создавая д л я себя самой собственную модель, к у л ь т у р а
активно воздействует на процесс самоорганизации, организует
В соавторстве с Ю. М. Лотманом