Избранные труды. Том I. Семиотика истории. Семиотика культуры

Успенский Б. А. Избранные труды. Т.I. Семиотика истории. Семиотика культуры. Изд. 2-е. — Москва: Школа "Языки Русской Культуры", 1996. С.608. ISBN 5-88766-007-4

Настоящее (второе) издание «Избранных трудов» выходит в 3-х томах в исправленном и значительно расширенном виде. Некоторые статьи публикуются впервые. Почти все статьи были переработаны для данного издания. Первый том "Семиотика истории. Семиотика культуры" открывается общей статьей, посвященной восприятию времени, и в частности, восприятию истории как действенному фактору в историческом процессе. Эти общие положения иллюстрируются в последующих работах на конкретном материале русской истории. Таковы, например, статьи о самозванцах в России, о восприятии современниками Петра I, и цикл статей, посвященных концепции Москвы как третьего Рима. Автор показывает, что восприятие истории является культурно обусловленным и что оно (это восприятие) определяет исторический процесс. Другой цикл статей специально посвящен царской власти в России. Таковы статьи "Царь и Бог", "Царь и патриарх", "Царь и самозванец". Третий цикл статей данного тома посвящен дуализму в русской культуре. Таковы статьи "Роль дуальных моделей в динамике русской культуры (до конца XVIII века)" и "Анти-поведение в культуре Древней Руси".

Содержание

Предисловие

Предисловие ко второму изданию

История и семиотика (Восприятие времени как семиотическая проблема)

Historia sub specie semioticae

Восприятие истории в Древней Руси и доктрина «Москва — третий Рим»

Отзвуки концепции «Москва — третий Рим» в идеологии Петра Первого (К проблеме средневековой традиции в культуре барокко) (в соавторстве Ю. М. Лотманом)

Царь и самозванец: самозванчество в России как культурно-исторический феномен

Царь и патриарх: харизма власти в России (Византийская модель и ее русское переосмысление)

Царь и Бог (Семиотические аспекты сакрализации монарха в России) (в соавторстве с В. М. Живовым)

Роль дуальных моделей в динамике русской культуры (до конца XVIII века) (в соавторстве с Ю. М. Лотманом)

Дуалистический характер русской средневековой культуры (на материале «Хожения за три моря» Афанасия Никитина)

Миф — имя — культура (в соавторстве с Ю. М. Лотманом)

Анти-поведение в культуре Древней Руси

Раскол и культурный конфликт XVII века

Цитируемая литература

Принятые сокращения

Библиографическая справка

Именной указатель

Оглавление

OCR
степень догмата веры, нарушение и отрицание которого сопро­
вождается отлучением от церкви» (Власть самодержавная. . .,
1906, с. 19). В чине анафематствования, совершаемом в Неделю
Православия, среди перечисления главных догматических ере­
сей в императорский период было вставлено (под № 11): «По­
мышляющим, яко православные государи возводятся на престол
не по особливому о них Божиему благоволению и при помаза­
нии дарования Св. Д у х а к прохождению сего великаго звания
в них не изливаются: и тако дерзающим против них на бунт и
измену — а н а ф е м а » .
80

III.
1.

Гражданский культ монарха
в системе барочной культуры
Культ монарха
и проблемы вероисповедного сознания

1.1. В петровское царствование панегирическая литература
переносится из дворца, где она была достоянием узкого при­
дворного круга, на площадь и становится важнейшим элемен­
том идеологического перевоспитания общества. Л и т е р а т у р а при
этом органически соединяется со зрелищем (триумфом, фейер­
верком, маскарадом и т . п . ) , задача которого подчеркнуть не­
ограниченный характер самодержавной власти. Подобные тор­
жества в качестве средства массовой пропаганды я в л я ю т с я не­
обходимой частью культурного строительства новой император­
ской России, повторяясь из года в год в течение всего XVIII в., —
панегирическое действо становится государственным мероприя­
тием. По словам Г. А. Гуковского, «сферой приложения силы ис­
кусства и мысли был в первую очередь дворец, игравший роль и
политического и культурного центра . . . и храма монархии, и те­
атра, на котором разыгрывалось великолепное зрелище, смысл
которого заключался в показе мощи, величия, неземного ха­
рактера земной в л а с т и . . . Торжественная ода, похвальная речь
(„слово") и были наиболее заметными видами официального ли­
тературного творчества; они жили не столько в книге, сколько в