Избранные труды. Том I. Семиотика истории. Семиотика культуры

Успенский Б. А. Избранные труды. Т.I. Семиотика истории. Семиотика культуры. Изд. 2-е. — Москва: Школа "Языки Русской Культуры", 1996. С.608. ISBN 5-88766-007-4

Настоящее (второе) издание «Избранных трудов» выходит в 3-х томах в исправленном и значительно расширенном виде. Некоторые статьи публикуются впервые. Почти все статьи были переработаны для данного издания. Первый том "Семиотика истории. Семиотика культуры" открывается общей статьей, посвященной восприятию времени, и в частности, восприятию истории как действенному фактору в историческом процессе. Эти общие положения иллюстрируются в последующих работах на конкретном материале русской истории. Таковы, например, статьи о самозванцах в России, о восприятии современниками Петра I, и цикл статей, посвященных концепции Москвы как третьего Рима. Автор показывает, что восприятие истории является культурно обусловленным и что оно (это восприятие) определяет исторический процесс. Другой цикл статей специально посвящен царской власти в России. Таковы статьи "Царь и Бог", "Царь и патриарх", "Царь и самозванец". Третий цикл статей данного тома посвящен дуализму в русской культуре. Таковы статьи "Роль дуальных моделей в динамике русской культуры (до конца XVIII века)" и "Анти-поведение в культуре Древней Руси".

Содержание

Предисловие

Предисловие ко второму изданию

История и семиотика (Восприятие времени как семиотическая проблема)

Historia sub specie semioticae

Восприятие истории в Древней Руси и доктрина «Москва — третий Рим»

Отзвуки концепции «Москва — третий Рим» в идеологии Петра Первого (К проблеме средневековой традиции в культуре барокко) (в соавторстве Ю. М. Лотманом)

Царь и самозванец: самозванчество в России как культурно-исторический феномен

Царь и патриарх: харизма власти в России (Византийская модель и ее русское переосмысление)

Царь и Бог (Семиотические аспекты сакрализации монарха в России) (в соавторстве с В. М. Живовым)

Роль дуальных моделей в динамике русской культуры (до конца XVIII века) (в соавторстве с Ю. М. Лотманом)

Дуалистический характер русской средневековой культуры (на материале «Хожения за три моря» Афанасия Никитина)

Миф — имя — культура (в соавторстве с Ю. М. Лотманом)

Анти-поведение в культуре Древней Руси

Раскол и культурный конфликт XVII века

Цитируемая литература

Принятые сокращения

Библиографическая справка

Именной указатель

Оглавление

OCR
Х а р и з м а патриарха
С учреждением патриаршества в России была принята осо­
бая хиротония патриарха; это специфически русский обычай,
которого нет ни в одной другой православной церкви. Эта тра­
диция восходит, по-видимому, к поставлению митрополита Ио­
ны, которое, как известно, произошло без санкции Константи­
нополя и фактически положило начало автокефалии русской
церкви; Иона, епископ рязанский и муромский, был поставлен
на митрополию 15 декабря 1448 г. и таким образом возглавил
управление русскими епархиями.
Поставление Ионы было делом отнюдь не бесспорным с ка­
нонической точки зрения, поскольку Иона — вопреки принятой
практике — был поставлен не патриархом, а епископами. Ранее
митрополиты ставились патриархом в Константинополе; теперь
митрополит ставится епископами и в Москве.
Возможность поставления митрополита епископами неодно­
кратно обсуждалась на Руси, т. к. попытки такого рода име­
ли место здесь и раньше. Таким образом были поставлены в
свое время митрополиты Иларион в 1051 г., Климент Смолятич в 1147 г. и Григорий Цамблак в 1415 г.; на прецедентах,
имевших место на Руси, и основывались при поставлении Ионы.
Однако поставление Климента Смолятича и Григория Цамблака было сразу же признано незаконным (иначе обстоит дело
с поставлением Илариона — возможно, оно было ратифициро­
вано Константинополем). «Не есть того в законе яко ставити
епископом митрополита без патриарха, но ставить патриарх ми­
трополита», — заявили на соборе епископов 1147 г., созванном
для поставления Климента Смолятича, противники этой акции
(ПСРЛ, II, 1908, стлб. 341, ср. стлб. 503; П С Р Л , VII, 1856, с. 39;
П С Р Л , XXV, 1949, с. 39-40); равным образом московский ле­
тописец сообщает, что Григорий Цамблак был поставлен «не
по правилом святых отец, не шля к Царюграду» ( П С Р Л , XXV,
1949, с. 242). Впоследствии Максим Грек з а я в л я л , что «неподоб­
но есть поставлятися митрополиту на Руси своими епископы»
(Покровский, 1971, с. 121, ср. с. 98, 111, 119, 159, 180), и отказы-