Избранные труды. Том I. Семиотика истории. Семиотика культуры

Успенский Б. А. Избранные труды. Т.I. Семиотика истории. Семиотика культуры. Изд. 2-е. — Москва: Школа "Языки Русской Культуры", 1996. С.608. ISBN 5-88766-007-4

Настоящее (второе) издание «Избранных трудов» выходит в 3-х томах в исправленном и значительно расширенном виде. Некоторые статьи публикуются впервые. Почти все статьи были переработаны для данного издания. Первый том "Семиотика истории. Семиотика культуры" открывается общей статьей, посвященной восприятию времени, и в частности, восприятию истории как действенному фактору в историческом процессе. Эти общие положения иллюстрируются в последующих работах на конкретном материале русской истории. Таковы, например, статьи о самозванцах в России, о восприятии современниками Петра I, и цикл статей, посвященных концепции Москвы как третьего Рима. Автор показывает, что восприятие истории является культурно обусловленным и что оно (это восприятие) определяет исторический процесс. Другой цикл статей специально посвящен царской власти в России. Таковы статьи "Царь и Бог", "Царь и патриарх", "Царь и самозванец". Третий цикл статей данного тома посвящен дуализму в русской культуре. Таковы статьи "Роль дуальных моделей в динамике русской культуры (до конца XVIII века)" и "Анти-поведение в культуре Древней Руси".

Содержание

Предисловие

Предисловие ко второму изданию

История и семиотика (Восприятие времени как семиотическая проблема)

Historia sub specie semioticae

Восприятие истории в Древней Руси и доктрина «Москва — третий Рим»

Отзвуки концепции «Москва — третий Рим» в идеологии Петра Первого (К проблеме средневековой традиции в культуре барокко) (в соавторстве Ю. М. Лотманом)

Царь и самозванец: самозванчество в России как культурно-исторический феномен

Царь и патриарх: харизма власти в России (Византийская модель и ее русское переосмысление)

Царь и Бог (Семиотические аспекты сакрализации монарха в России) (в соавторстве с В. М. Живовым)

Роль дуальных моделей в динамике русской культуры (до конца XVIII века) (в соавторстве с Ю. М. Лотманом)

Дуалистический характер русской средневековой культуры (на материале «Хожения за три моря» Афанасия Никитина)

Миф — имя — культура (в соавторстве с Ю. М. Лотманом)

Анти-поведение в культуре Древней Руси

Раскол и культурный конфликт XVII века

Цитируемая литература

Принятые сокращения

Библиографическая справка

Именной указатель

Оглавление

OCR
цензурное дело? Это дело внутренняго чувства, которое ука­
зывает меру. Но у вас действовала здесь привычка. Глинка с
Богом за пани-брата, говорил Крылов, он Бога и в кумовья к
себе пожалуй позовет! Только привычкою можно оправдать это
выражение. Точно так и Филарет говорит иногда. У вас в этих
случаях играют роль и передвигаются слова, но вы не припо­
минаете в эти минуты, кто под словами разумеется. Кого Хри­
сту уподоблять можно вообще, а об частности, о данном случае
и говорить нечего. . . Богохульным назвал я уподобление не в
еретическом смысле, это прилагательное здесь значило только
непозволительное, предосудительное. . . Чувство, чувство бла­
гочестивое оскорбляется вашим приравнением» (Барсов, 1885,
с. 1 7 ) .
Эта переписка любопытна в ряде отношений. Во-первых, по­
казательно, что светский человек более остро воспринимает кон­
фессиональные проблемы, встающие при таком словоупотребле­
нии, чем духовное лицо. Во-вторых, любопытно, что Погодин
считает употребление такого рода характерным д л я представи­
телей духовенства — таких, как Иннокентий Борисов или Фи­
ларет Дроздов. В-третьих, видно, как в духовной среде продол­
жаются барочные традиции. Наконец, данное письмо показы­
вает, что проблемы, возникающие с сакрализацией монарха, в
принципе всегда были актуальны д л я православного сознания,
поскольку такая сакрализация не могла быть органически с ним
согласована.
95

IV.

Итоги

Мы рассмотрели процесс сакрализации монарха в России в
его разнообразных семиотических проявлениях. Понятно, что в
этом процессе играли роль как политические, так и культурные
факторы. Приведенный материал показывает, как трудно про­
вести границу между первыми и вторыми. Политические кол­
лизии предстают как культурный конфликт, и в то же время
формирование новых культурных языков может иметь вполне
ясную политическую подоплеку.