Избранные труды. Том I. Семиотика истории. Семиотика культуры

Успенский Б. А. Избранные труды. Т.I. Семиотика истории. Семиотика культуры. Изд. 2-е. — Москва: Школа "Языки Русской Культуры", 1996. С.608. ISBN 5-88766-007-4

Настоящее (второе) издание «Избранных трудов» выходит в 3-х томах в исправленном и значительно расширенном виде. Некоторые статьи публикуются впервые. Почти все статьи были переработаны для данного издания. Первый том "Семиотика истории. Семиотика культуры" открывается общей статьей, посвященной восприятию времени, и в частности, восприятию истории как действенному фактору в историческом процессе. Эти общие положения иллюстрируются в последующих работах на конкретном материале русской истории. Таковы, например, статьи о самозванцах в России, о восприятии современниками Петра I, и цикл статей, посвященных концепции Москвы как третьего Рима. Автор показывает, что восприятие истории является культурно обусловленным и что оно (это восприятие) определяет исторический процесс. Другой цикл статей специально посвящен царской власти в России. Таковы статьи "Царь и Бог", "Царь и патриарх", "Царь и самозванец". Третий цикл статей данного тома посвящен дуализму в русской культуре. Таковы статьи "Роль дуальных моделей в динамике русской культуры (до конца XVIII века)" и "Анти-поведение в культуре Древней Руси".

Содержание

Предисловие

Предисловие ко второму изданию

История и семиотика (Восприятие времени как семиотическая проблема)

Historia sub specie semioticae

Восприятие истории в Древней Руси и доктрина «Москва — третий Рим»

Отзвуки концепции «Москва — третий Рим» в идеологии Петра Первого (К проблеме средневековой традиции в культуре барокко) (в соавторстве Ю. М. Лотманом)

Царь и самозванец: самозванчество в России как культурно-исторический феномен

Царь и патриарх: харизма власти в России (Византийская модель и ее русское переосмысление)

Царь и Бог (Семиотические аспекты сакрализации монарха в России) (в соавторстве с В. М. Живовым)

Роль дуальных моделей в динамике русской культуры (до конца XVIII века) (в соавторстве с Ю. М. Лотманом)

Дуалистический характер русской средневековой культуры (на материале «Хожения за три моря» Афанасия Никитина)

Миф — имя — культура (в соавторстве с Ю. М. Лотманом)

Анти-поведение в культуре Древней Руси

Раскол и культурный конфликт XVII века

Цитируемая литература

Принятые сокращения

Библиографическая справка

Именной указатель

Оглавление

OCR
I.

С а к р а л и з а ц и я монарха в к о н т е к с т е
историко-культурного развития

1.

Древнерусские представления о государственной
власти и начало сакрализации монарха в Древней
Руси

1.1. Русское религиозно-политическое мышление складыва­
ется под непосредственным византийским влиянием. Именно из
Византии заимствуется идея параллелизма монарха и Бога. Од­
нако эта идея сама по себе отнюдь не предполагает сакрализа­
ции монарха. Сакрализация предусматривает не просто уподо­
бление монарха Богу, но усвоение монарху особой харизмы, осо­
бых благодатных Даров, в силу которых он начинает восприни­
маться как сверхъестественное существо. Византийские тексты,
приходящие на Русь в церковнославянских переводах, ничего не
говорят о восприятии такого рода.
Параллелизм монарха и Бога как «тленного» и «нетленно­
го» царя приходит на Русь с сочинением византийского писателя
VI в. Агапита, которое было широко распространено в древне­
русской письменности (см. о нем: Вальденберг, 1926; Шевченко,
1954). В 21-й главе этого сочинения говорится о том, что царь
тленным естеством подобен всем людям, властью же — подобен
Богу; из этого уподобления власти царя власти Бога делается
вывод о том, что власть царя не автономна, но дана от Бога
и потому д о л ж н а подчиняться от Бога же данному нравствен­
ному закону. Д а н н а я глава Агапита входила в древнерусскую
«Пчелу». В «Пчеле» по списку X I V - X V вв. 21-я глава Агапи­
та читается так: «Плотьскымъ соущьствомъ равенъ есть всьмъ
члвкомъ ц^ь, властью же сановного подобенъ есть Ббу вышнемоу, не имать бо на земли вышыпаго себе, и достойно емоу не
г о р д ь и , зане тльненъ ес[ть], ни пакы гнъватися, (зане) яко Б ъ
есть, по образоу бественоу честенъ есть, (но перстнымъ образомъ смьшенъ ес[ть]) и м ж е оучиться простотоу имьти (ко) всьмъ»
(Семенов, 1893, с. 111-112). Идея нравственного ограничения