Избранные труды. Том I. Семиотика истории. Семиотика культуры

Успенский Б. А. Избранные труды. Т.I. Семиотика истории. Семиотика культуры. Изд. 2-е. — Москва: Школа "Языки Русской Культуры", 1996. С.608. ISBN 5-88766-007-4

Настоящее (второе) издание «Избранных трудов» выходит в 3-х томах в исправленном и значительно расширенном виде. Некоторые статьи публикуются впервые. Почти все статьи были переработаны для данного издания. Первый том "Семиотика истории. Семиотика культуры" открывается общей статьей, посвященной восприятию времени, и в частности, восприятию истории как действенному фактору в историческом процессе. Эти общие положения иллюстрируются в последующих работах на конкретном материале русской истории. Таковы, например, статьи о самозванцах в России, о восприятии современниками Петра I, и цикл статей, посвященных концепции Москвы как третьего Рима. Автор показывает, что восприятие истории является культурно обусловленным и что оно (это восприятие) определяет исторический процесс. Другой цикл статей специально посвящен царской власти в России. Таковы статьи "Царь и Бог", "Царь и патриарх", "Царь и самозванец". Третий цикл статей данного тома посвящен дуализму в русской культуре. Таковы статьи "Роль дуальных моделей в динамике русской культуры (до конца XVIII века)" и "Анти-поведение в культуре Древней Руси".

Содержание

Предисловие

Предисловие ко второму изданию

История и семиотика (Восприятие времени как семиотическая проблема)

Historia sub specie semioticae

Восприятие истории в Древней Руси и доктрина «Москва — третий Рим»

Отзвуки концепции «Москва — третий Рим» в идеологии Петра Первого (К проблеме средневековой традиции в культуре барокко) (в соавторстве Ю. М. Лотманом)

Царь и самозванец: самозванчество в России как культурно-исторический феномен

Царь и патриарх: харизма власти в России (Византийская модель и ее русское переосмысление)

Царь и Бог (Семиотические аспекты сакрализации монарха в России) (в соавторстве с В. М. Живовым)

Роль дуальных моделей в динамике русской культуры (до конца XVIII века) (в соавторстве с Ю. М. Лотманом)

Дуалистический характер русской средневековой культуры (на материале «Хожения за три моря» Афанасия Никитина)

Миф — имя — культура (в соавторстве с Ю. М. Лотманом)

Анти-поведение в культуре Древней Руси

Раскол и культурный конфликт XVII века

Цитируемая литература

Принятые сокращения

Библиографическая справка

Именной указатель

Оглавление

OCR
Царь и патриарх:
харизма власти в России
(Византийская модель и ее русское переосмысление)

Постановка вопроса
В XVI в. в соответствии с концепцией «Москва — третий
Рим» в Московском государстве осуществляется своеобразная
реставрация Византийской империи: так здесь появляется царь
(1547 г.) и патриарх (1589 г.). Византийская культурная модель
может существенным образом переосмысляться в русском кон­
тексте, и таким образом в целом ряде аспектов ориентация на
Византию приводит к принципиально новым формам (неизвест­
ным ранее ни Руси, ни Византии): как это часто бывает, субъ­
ективная установка на реставрацию фактически приводит к но­
ваторству.
Именно это и происходит с восприятием царской и патри­
аршей власти: в результате усвоения византийских моделей в
России появляется представление об особой харизме как царя,
так и патриарха, которое и определяет специфику русской кон­
цепции светской и духовной власти.
Рассмотрим, как это происходит. Мы начнем с восприятия
царской власти, а затем скажем о восприятии власти патриар­
шей. К а к мы увидим, в обоих случаях действуют сходные куль­
турные механизмы.

Х а р и з м а царя
Первым русским царем был, как известно, Иван IV. После
его возведения на престол в 1547 г., необходимым компонентом
поставления на царство является помазание; впервые был по­
мазан на царство Федор Иванович в 1584 г. (см. описание поста-