Избранные труды. Том I. Семиотика истории. Семиотика культуры

Успенский Б. А. Избранные труды. Т.I. Семиотика истории. Семиотика культуры. Изд. 2-е. — Москва: Школа "Языки Русской Культуры", 1996. С.608. ISBN 5-88766-007-4

Настоящее (второе) издание «Избранных трудов» выходит в 3-х томах в исправленном и значительно расширенном виде. Некоторые статьи публикуются впервые. Почти все статьи были переработаны для данного издания. Первый том "Семиотика истории. Семиотика культуры" открывается общей статьей, посвященной восприятию времени, и в частности, восприятию истории как действенному фактору в историческом процессе. Эти общие положения иллюстрируются в последующих работах на конкретном материале русской истории. Таковы, например, статьи о самозванцах в России, о восприятии современниками Петра I, и цикл статей, посвященных концепции Москвы как третьего Рима. Автор показывает, что восприятие истории является культурно обусловленным и что оно (это восприятие) определяет исторический процесс. Другой цикл статей специально посвящен царской власти в России. Таковы статьи "Царь и Бог", "Царь и патриарх", "Царь и самозванец". Третий цикл статей данного тома посвящен дуализму в русской культуре. Таковы статьи "Роль дуальных моделей в динамике русской культуры (до конца XVIII века)" и "Анти-поведение в культуре Древней Руси".

Содержание

Предисловие

Предисловие ко второму изданию

История и семиотика (Восприятие времени как семиотическая проблема)

Historia sub specie semioticae

Восприятие истории в Древней Руси и доктрина «Москва — третий Рим»

Отзвуки концепции «Москва — третий Рим» в идеологии Петра Первого (К проблеме средневековой традиции в культуре барокко) (в соавторстве Ю. М. Лотманом)

Царь и самозванец: самозванчество в России как культурно-исторический феномен

Царь и патриарх: харизма власти в России (Византийская модель и ее русское переосмысление)

Царь и Бог (Семиотические аспекты сакрализации монарха в России) (в соавторстве с В. М. Живовым)

Роль дуальных моделей в динамике русской культуры (до конца XVIII века) (в соавторстве с Ю. М. Лотманом)

Дуалистический характер русской средневековой культуры (на материале «Хожения за три моря» Афанасия Никитина)

Миф — имя — культура (в соавторстве с Ю. М. Лотманом)

Анти-поведение в культуре Древней Руси

Раскол и культурный конфликт XVII века

Цитируемая литература

Принятые сокращения

Библиографическая справка

Именной указатель

Оглавление

OCR
Раскол и культурный конфликт
XVII века

Хорошо известно, что раскол русской церкви в середине
XVII в., разделивший великорусское население на две антаго­
нистические группы, старообрядцев и новообрядцев, — может
быть, одно из самых трагических событий в русской истории, и,
несомненно, самое трагическое событие в истории русской цер­
кви — был вызван не собственно догматическими, но семиотиче­
скими и филологическими разногласиями. Можно сказать, что
в основе раскола л е ж и т культурный конфликт, но необходимо
при этом оговориться, что культурные — в частности, семи­
отические и филологические — разногласия воспринимались,
в сущности, как разногласия богословские. В Древней Руси не
было богословия в собственном смысле (как специальной дис­
циплины), однако все в принципе могло восприниматься в тео­
логическом ключе: не только содержание, но и форма могла
восприниматься как отражение Божественной истины, как не­
посредственное свидетельство о Боге; при желании можно было
бы усмотреть здесь распространение того принципа, который с
предельной ясностью выражен в догмате иконопочитания .
1

Раскол был вызван изменением обрядов и исправлением цер­
ковных книг при патриархе Никоне. Начало раскола относится
к 1653 г., когда вышла Псалтырь (она появилась 11 февраля
1653 г.), где были опущены статьи о двуперстии (двуперстном
крестном знамении) и о поклонах, занимавшие видное место в
предшествующих изданиях П с а л т ы р и . Вскоре после того перед
началом Великого поста 1653 г. по церквам было разослано по­
слание патриарха, где устанавливалось троеперстие (трехперст­
ное крестное знамение) и сокращение земных поклонов при чте­
нии великопостной молитвы Ефрема С и р и н а . З а этим после­
довало исправление почти всех богослужебных книг; основное
2

3