Избранные труды. Том I. Семиотика истории. Семиотика культуры

Успенский Б. А. Избранные труды. Т.I. Семиотика истории. Семиотика культуры. Изд. 2-е. — Москва: Школа "Языки Русской Культуры", 1996. С.608. ISBN 5-88766-007-4

Настоящее (второе) издание «Избранных трудов» выходит в 3-х томах в исправленном и значительно расширенном виде. Некоторые статьи публикуются впервые. Почти все статьи были переработаны для данного издания. Первый том "Семиотика истории. Семиотика культуры" открывается общей статьей, посвященной восприятию времени, и в частности, восприятию истории как действенному фактору в историческом процессе. Эти общие положения иллюстрируются в последующих работах на конкретном материале русской истории. Таковы, например, статьи о самозванцах в России, о восприятии современниками Петра I, и цикл статей, посвященных концепции Москвы как третьего Рима. Автор показывает, что восприятие истории является культурно обусловленным и что оно (это восприятие) определяет исторический процесс. Другой цикл статей специально посвящен царской власти в России. Таковы статьи "Царь и Бог", "Царь и патриарх", "Царь и самозванец". Третий цикл статей данного тома посвящен дуализму в русской культуре. Таковы статьи "Роль дуальных моделей в динамике русской культуры (до конца XVIII века)" и "Анти-поведение в культуре Древней Руси".

Содержание

Предисловие

Предисловие ко второму изданию

История и семиотика (Восприятие времени как семиотическая проблема)

Historia sub specie semioticae

Восприятие истории в Древней Руси и доктрина «Москва — третий Рим»

Отзвуки концепции «Москва — третий Рим» в идеологии Петра Первого (К проблеме средневековой традиции в культуре барокко) (в соавторстве Ю. М. Лотманом)

Царь и самозванец: самозванчество в России как культурно-исторический феномен

Царь и патриарх: харизма власти в России (Византийская модель и ее русское переосмысление)

Царь и Бог (Семиотические аспекты сакрализации монарха в России) (в соавторстве с В. М. Живовым)

Роль дуальных моделей в динамике русской культуры (до конца XVIII века) (в соавторстве с Ю. М. Лотманом)

Дуалистический характер русской средневековой культуры (на материале «Хожения за три моря» Афанасия Никитина)

Миф — имя — культура (в соавторстве с Ю. М. Лотманом)

Анти-поведение в культуре Древней Руси

Раскол и культурный конфликт XVII века

Цитируемая литература

Принятые сокращения

Библиографическая справка

Именной указатель

Оглавление

OCR
Примечания
1

Необходимо иметь в виду, что в петровскую эпоху данное пред­
ставление имело, по-видимому, достаточно массовый характер, а от­
нюдь не было связано исключительно со старообрядческим социумом.
Важно учитывать к тому же, что старообрядчество при Петре в зна­
чительной мере изменило свой состав, пополнившись именно против­
никами петровских новшеств; отсюда позднейшие старообрядческие
представления могут отражать общее настроение петровской эпохи.
2

Это была первая встреча Петра с Феофаном Прокопбвичем, ко­
торая сыграла большую роль в последующем выдвижении Феофана.
Приветственная речь Прокоповича, произнесенная по случаю Полтав­
ской победы, так понравилась Петру, что он тотчас же велел напеча­
тать ее на русском и латинском языках.
3

Слово «отечество» могло означать как «родина», так и «отцов­
ство», в том числе и «духовное отцовство».
Это наименование впервые появляется в присяге членов Духов­
ной коллегии (1721 г.), которая была отредактирована самим Петром.
Слова о Крайнем Судии были приписаны собственноручно Феофаном
Прокоповичем. Соответствующее выражение перешло затем в присягу
членов Синода, которая была отменена только в 1901 г.
4

5

Можно сказать, таким образом, что апологеты Петра и его про­
тивники не так далеки друг от друга в формальной характеристике
Петра, но существенно расходятся в своем отношении к этой характе­
ристике.
Знаменательно в этом смысле то влияние, которое оказывало дан­
ное представление на последующее самосознание русскими государями
своих полномочий. Так, Павел I в законодательном акте о наследии
престола 5 апреля 1797 г. написал: «Государи Российские суть Главою
церкви»; и это вошло в Свод законов. «Главою церкви» называла себя
и Екатерина II.
Павел I и позднее Александр I совершали обряды, которые, вообще
говоря, правомочен совершать только священник: так, по преданию,
они могли служить литургию. Точно так же Павел мог возглавить
монашеский Мальтийский орден. Как это ни парадоксально, здесь,
видимо, отражается именно то восприятие петровских нововведений,
о котором шла речь выше.
6

Необходимо иметь в виду, что совсем еще незадолго перед тем
(и именно в Москве!) был специальный церковный обряд шествия па­
триарха на осляти в Вербное воскресенье, где патриарх представлял
Христа во время входа в Иерусалим. Следует полагать, что элементы
этого обряда были использованы в церемониале триумфальной ветре-