Избранные труды. Том I. Семиотика истории. Семиотика культуры

Успенский Б. А. Избранные труды. Т.I. Семиотика истории. Семиотика культуры. Изд. 2-е. — Москва: Школа "Языки Русской Культуры", 1996. С.608. ISBN 5-88766-007-4

Настоящее (второе) издание «Избранных трудов» выходит в 3-х томах в исправленном и значительно расширенном виде. Некоторые статьи публикуются впервые. Почти все статьи были переработаны для данного издания. Первый том "Семиотика истории. Семиотика культуры" открывается общей статьей, посвященной восприятию времени, и в частности, восприятию истории как действенному фактору в историческом процессе. Эти общие положения иллюстрируются в последующих работах на конкретном материале русской истории. Таковы, например, статьи о самозванцах в России, о восприятии современниками Петра I, и цикл статей, посвященных концепции Москвы как третьего Рима. Автор показывает, что восприятие истории является культурно обусловленным и что оно (это восприятие) определяет исторический процесс. Другой цикл статей специально посвящен царской власти в России. Таковы статьи "Царь и Бог", "Царь и патриарх", "Царь и самозванец". Третий цикл статей данного тома посвящен дуализму в русской культуре. Таковы статьи "Роль дуальных моделей в динамике русской культуры (до конца XVIII века)" и "Анти-поведение в культуре Древней Руси".

Содержание

Предисловие

Предисловие ко второму изданию

История и семиотика (Восприятие времени как семиотическая проблема)

Historia sub specie semioticae

Восприятие истории в Древней Руси и доктрина «Москва — третий Рим»

Отзвуки концепции «Москва — третий Рим» в идеологии Петра Первого (К проблеме средневековой традиции в культуре барокко) (в соавторстве Ю. М. Лотманом)

Царь и самозванец: самозванчество в России как культурно-исторический феномен

Царь и патриарх: харизма власти в России (Византийская модель и ее русское переосмысление)

Царь и Бог (Семиотические аспекты сакрализации монарха в России) (в соавторстве с В. М. Живовым)

Роль дуальных моделей в динамике русской культуры (до конца XVIII века) (в соавторстве с Ю. М. Лотманом)

Дуалистический характер русской средневековой культуры (на материале «Хожения за три моря» Афанасия Никитина)

Миф — имя — культура (в соавторстве с Ю. М. Лотманом)

Анти-поведение в культуре Древней Руси

Раскол и культурный конфликт XVII века

Цитируемая литература

Принятые сокращения

Библиографическая справка

Именной указатель

Оглавление

OCR
Но д а ж е и не соблюдая — в силу необходимости — христи­
анских обрядов, Афанасий Никитин, к а к у ж е говорилось, про­
д о л ж а е т считать себя христианином. К а к это ни парадоксально
(это один из парадоксов русского религиозного сознания), имен­
но потому, что Афанасий Никитин православный, он считает
необходимым отступать в этих условиях от нормального, един­
ственно правильного с его точки зрения, т. е. православного по­
ведения: строго православное поведение в «нечистом» месте бы­
л о бы, по-видимому, кощунством или ж е предполагало бы очень
высокую степень индивидуальной С в я т о с т и . М о ж н о предполо­
ж и т ь , что, если бы Афанасий Никитин не был христианином, он
бы мог безразлично относиться к христианским обрядам; в сло­
жившихся же обстоятельствах, будучи православным, он ведет
себя в большой степени как бусурманин.
И напротив, если бы Афанасий Никитин вел себя таким же
образом на родине, т. е. в «чистом» месте — например, молился
на «бусурманском» языке и т. п. — его поведение было бы при­
знано неправославным и, скорее всего, еретическим или колдов­
ским. Однако в д а н н ы х условиях это единственно возможный
д л я него — ситуационно оправданный — способ действий.
И т а к , отклонение от православного поведения — а в
каких-то случаях по существу д а ж е и анти-поведение — обусло­
влено именно принадлежностью Афанасия Никитина к право­
славной культуре в ее специфическом русском в о п л о щ е н и и .
Поскольку Афанасий Никитин осознает себя христианином, его
поведение носит вынужденный (а не сознательно направлен­
ный) х а р а к т е р , принципиально отличаясь, тем самым, от внеш­
не идентичного поведения, которое может быть вызвано совер­
шенно другими причинами.
84

85

Примечания
1

Эта полемика отчасти напоминает позднейшую старообрядче­
скую полемику о чувственном и умозрительном Антихристе.
2

Ср.: «И нынь, брате, мнитъ ти ся мысленый [рай], но все мысле­
но мнится видьшемъ; а еже Христосъ рече въ Евангелш о второмъ