Избранные труды. Том I. Семиотика истории. Семиотика культуры

Успенский Б. А. Избранные труды. Т.I. Семиотика истории. Семиотика культуры. Изд. 2-е. — Москва: Школа "Языки Русской Культуры", 1996. С.608. ISBN 5-88766-007-4

Настоящее (второе) издание «Избранных трудов» выходит в 3-х томах в исправленном и значительно расширенном виде. Некоторые статьи публикуются впервые. Почти все статьи были переработаны для данного издания. Первый том "Семиотика истории. Семиотика культуры" открывается общей статьей, посвященной восприятию времени, и в частности, восприятию истории как действенному фактору в историческом процессе. Эти общие положения иллюстрируются в последующих работах на конкретном материале русской истории. Таковы, например, статьи о самозванцах в России, о восприятии современниками Петра I, и цикл статей, посвященных концепции Москвы как третьего Рима. Автор показывает, что восприятие истории является культурно обусловленным и что оно (это восприятие) определяет исторический процесс. Другой цикл статей специально посвящен царской власти в России. Таковы статьи "Царь и Бог", "Царь и патриарх", "Царь и самозванец". Третий цикл статей данного тома посвящен дуализму в русской культуре. Таковы статьи "Роль дуальных моделей в динамике русской культуры (до конца XVIII века)" и "Анти-поведение в культуре Древней Руси".

Содержание

Предисловие

Предисловие ко второму изданию

История и семиотика (Восприятие времени как семиотическая проблема)

Historia sub specie semioticae

Восприятие истории в Древней Руси и доктрина «Москва — третий Рим»

Отзвуки концепции «Москва — третий Рим» в идеологии Петра Первого (К проблеме средневековой традиции в культуре барокко) (в соавторстве Ю. М. Лотманом)

Царь и самозванец: самозванчество в России как культурно-исторический феномен

Царь и патриарх: харизма власти в России (Византийская модель и ее русское переосмысление)

Царь и Бог (Семиотические аспекты сакрализации монарха в России) (в соавторстве с В. М. Живовым)

Роль дуальных моделей в динамике русской культуры (до конца XVIII века) (в соавторстве с Ю. М. Лотманом)

Дуалистический характер русской средневековой культуры (на материале «Хожения за три моря» Афанасия Никитина)

Миф — имя — культура (в соавторстве с Ю. М. Лотманом)

Анти-поведение в культуре Древней Руси

Раскол и культурный конфликт XVII века

Цитируемая литература

Принятые сокращения

Библиографическая справка

Именной указатель

Оглавление

OCR
Сакрализация монарха распространялась на весь синодаль­
ный период, и в течение всего этого времени вступала в кон­
ф л и к т с традиционным религиозным сознанием. Этот конфликт
в принципе был неустраним, поскольку сакрализация монарха
входила в самый механизм государственного, и в частности си­
нодального, устройства.
Примечания
1

Знаменательно также и сообщение Г. Давида. Русские, писал он,
полагают, что, «когда Бог умрет, его место займет или св. Николай,
или царь» (Давид, 1965, с. 115; ср.: Успенский, 1982, с. 38 и сл.).
2

С. Н. Булгаков пишет об эволюции своего отношения к царю,
которая оказывается связанной с его возвращением к православию:
«. . .каким-то внутренним актом, постижением, силу которого дало
мне православие, изменилось мое отношение к царской власти, воля к
ней. Я стал, по подлому выражению улицы, царист. Я постиг, что цар­
ская власть в зерне своем есть высшая природа власти, не во имя свое,
но во имя Божие. . . Я почувствовал, что и Царь несет свою власть,
как крест Христов, и что повиновение Ему тоже может быть крестом
Христовым и во имя Его. В душе моей, как яркая звезда, загорелась
идея священной царской власти, и при свете этой идеи по-новому за­
горелись и засверкали, как самоцветы, черты русской истории; там,
где я раньше видел пустоту, ложь, азиатчину, загорелась божествен­
ная идея власти Божией милостью, а не народным произволением»
(Булгаков, 1946, с. 81-82, ср. с. 86). Как можно видеть, религиозное
почитание царя было не чуждо и представителям русского «религи­
озного ренессанса»; согласно их воззрениям, сакрализация монарха
входит в самое существо православного учения и должна найти себе
место при любом его обновлении.
3

0 том, что самодержавие могло восприниматься как вероучительный, а не юридический факт, свидетельствуют и нападки на само­
державие в антирелигиозных (а не антимонархических) выступлени­
ях в конце 1917 — начале 1918 гг. Так, в программе антирелигиозных
лекций, прочитанных зимой 1917/18 г., среди нападок на церковное
учение и таинства значился тезис: «Вымирание богов-царей: — вос­
кресение Человечества» (Деяния, VI, 1, с. 30, 33). Это восприятие ста­
новится понятным на фоне таких высказывании, как, например, сле­
дующее утверждение проф. Н. С. Суворова (известного канониста):
«. . .оплотом для Православной Церкви в России может быть только
Императорская власть, с падением которой никакой святейший патрй-