Избранные труды. Том I. Семиотика истории. Семиотика культуры

Успенский Б. А. Избранные труды. Т.I. Семиотика истории. Семиотика культуры. Изд. 2-е. — Москва: Школа "Языки Русской Культуры", 1996. С.608. ISBN 5-88766-007-4

Настоящее (второе) издание «Избранных трудов» выходит в 3-х томах в исправленном и значительно расширенном виде. Некоторые статьи публикуются впервые. Почти все статьи были переработаны для данного издания. Первый том "Семиотика истории. Семиотика культуры" открывается общей статьей, посвященной восприятию времени, и в частности, восприятию истории как действенному фактору в историческом процессе. Эти общие положения иллюстрируются в последующих работах на конкретном материале русской истории. Таковы, например, статьи о самозванцах в России, о восприятии современниками Петра I, и цикл статей, посвященных концепции Москвы как третьего Рима. Автор показывает, что восприятие истории является культурно обусловленным и что оно (это восприятие) определяет исторический процесс. Другой цикл статей специально посвящен царской власти в России. Таковы статьи "Царь и Бог", "Царь и патриарх", "Царь и самозванец". Третий цикл статей данного тома посвящен дуализму в русской культуре. Таковы статьи "Роль дуальных моделей в динамике русской культуры (до конца XVIII века)" и "Анти-поведение в культуре Древней Руси".

Содержание

Предисловие

Предисловие ко второму изданию

История и семиотика (Восприятие времени как семиотическая проблема)

Historia sub specie semioticae

Восприятие истории в Древней Руси и доктрина «Москва — третий Рим»

Отзвуки концепции «Москва — третий Рим» в идеологии Петра Первого (К проблеме средневековой традиции в культуре барокко) (в соавторстве Ю. М. Лотманом)

Царь и самозванец: самозванчество в России как культурно-исторический феномен

Царь и патриарх: харизма власти в России (Византийская модель и ее русское переосмысление)

Царь и Бог (Семиотические аспекты сакрализации монарха в России) (в соавторстве с В. М. Живовым)

Роль дуальных моделей в динамике русской культуры (до конца XVIII века) (в соавторстве с Ю. М. Лотманом)

Дуалистический характер русской средневековой культуры (на материале «Хожения за три моря» Афанасия Никитина)

Миф — имя — культура (в соавторстве с Ю. М. Лотманом)

Анти-поведение в культуре Древней Руси

Раскол и культурный конфликт XVII века

Цитируемая литература

Принятые сокращения

Библиографическая справка

Именной указатель

Оглавление

OCR
Отзвуки концепции
«Москва — третий Рим»
в идеологии Петра Первого
(К проблеме средневековой традиции
в культуре барокко)*

1. Идеологии петровской эпохи было свойственно предста­
влять переживаемое Россией в начале XVIII в. время как некий
исходный пункт, точку отсчета. Все предшествующее объявля­
лось как бы несуществующим или по крайней мере не имеющим
исторического бытия, временем невежества и хаоса. Допетров­
ская Русь получала в их сознании признаки энтропии. Идеаль­
ная Россия мыслилась к а к не соотнесенная с предшествующей, в
предшествующей же России выделялись не присущие ей черты,
а то, чего ей с позиции этого идеала не хватало. Следует отме­
тить, что в самом этом нигилистическом подходе к прошлому
объективно заложены были черты исторической преемственно­
сти.
Вычеркивая предшествующую историческую традицию, тео­
ретик Петровской эпохи обращался к античности как к идеаль­
ному предку переживаемой им эпохи. Т а к , например, офици­
альный титул императора в сочетании с наименованиями «отец
отечества» и «великий» (все три наименования были приня­
т ы Петром одновременно — в 1721 г.) отчетливо у к а з ы в а л на
римскую традицию и одновременно свидетельствовал о разры­
ве с русскими т и т у л а м и . Современники не замечали, что само
обращение к Риму как норме й идеалу государственной мощи
было традиционно д л я русской культуры. Так, в политическое
самосознание XVI в. органически входила идея кровной связи
1

*В соавторстве с Ю. М. Лотманом