Избранные труды. Том I. Семиотика истории. Семиотика культуры

Успенский Б. А. Избранные труды. Т.I. Семиотика истории. Семиотика культуры. Изд. 2-е. — Москва: Школа "Языки Русской Культуры", 1996. С.608. ISBN 5-88766-007-4

Настоящее (второе) издание «Избранных трудов» выходит в 3-х томах в исправленном и значительно расширенном виде. Некоторые статьи публикуются впервые. Почти все статьи были переработаны для данного издания. Первый том "Семиотика истории. Семиотика культуры" открывается общей статьей, посвященной восприятию времени, и в частности, восприятию истории как действенному фактору в историческом процессе. Эти общие положения иллюстрируются в последующих работах на конкретном материале русской истории. Таковы, например, статьи о самозванцах в России, о восприятии современниками Петра I, и цикл статей, посвященных концепции Москвы как третьего Рима. Автор показывает, что восприятие истории является культурно обусловленным и что оно (это восприятие) определяет исторический процесс. Другой цикл статей специально посвящен царской власти в России. Таковы статьи "Царь и Бог", "Царь и патриарх", "Царь и самозванец". Третий цикл статей данного тома посвящен дуализму в русской культуре. Таковы статьи "Роль дуальных моделей в динамике русской культуры (до конца XVIII века)" и "Анти-поведение в культуре Древней Руси".

Содержание

Предисловие

Предисловие ко второму изданию

История и семиотика (Восприятие времени как семиотическая проблема)

Historia sub specie semioticae

Восприятие истории в Древней Руси и доктрина «Москва — третий Рим»

Отзвуки концепции «Москва — третий Рим» в идеологии Петра Первого (К проблеме средневековой традиции в культуре барокко) (в соавторстве Ю. М. Лотманом)

Царь и самозванец: самозванчество в России как культурно-исторический феномен

Царь и патриарх: харизма власти в России (Византийская модель и ее русское переосмысление)

Царь и Бог (Семиотические аспекты сакрализации монарха в России) (в соавторстве с В. М. Живовым)

Роль дуальных моделей в динамике русской культуры (до конца XVIII века) (в соавторстве с Ю. М. Лотманом)

Дуалистический характер русской средневековой культуры (на материале «Хожения за три моря» Афанасия Никитина)

Миф — имя — культура (в соавторстве с Ю. М. Лотманом)

Анти-поведение в культуре Древней Руси

Раскол и культурный конфликт XVII века

Цитируемая литература

Принятые сокращения

Библиографическая справка

Именной указатель

Оглавление

OCR
Захарии: Благословен Господь . . . Яко посети и сотвори избавле­
ние людем своим. — Естественно было чувствовать утешение и
восторг при переходе от эпохи Бироновщины к царствованию
чисто русской Государыни Елисаветы Петровны, но всему есть
мера, и в церковь вносить свои земные интересы, и так явно
и больше остроумно и тонко, чем искренно и благочестно, —
неудобно. В присутствии самой Елисаветы Петровны-то, так и
представляется, что все эти восхваления якобы праведной Ели­
саветы, матери Иоанна Предтечи, относятся к тезоименитой»
(Ильминский, 1895, с. 78-80). Этот протест против культа царя,
высказанный в письме к обер-прокурору, был д л я того време­
ни исключительно смелым шагом, который мог быть воспринят
как бунт, и Ильминский вполне отдавал себе в этом отчет. Ха­
рактерно начало цитированного письма: «Писано 2-го февраля;
перечитавши, отправляю 29-го февраля 1884 года. Прошу снис­
хождения и доверия. Вновь все перечитал, положил три земных
поклона и окончательно решился отправить. С Богом! Утро 17
марта 1884 года» (там же, с. 78).
2.

Семиотические атрибуты монарха:
царь и п а т р и а р х

2.1. Как мы уже говорили (§ Г2.1), те процессы сакрализации
монарха, которые первоначально были обусловлены византини­
зацией русской культуры при Алексее Михайловиче, отнюдь не
прекращаются и в эпоху ориентации на западные образцы. Бо­
лее того, в XVIII в., т.е. в эпоху активной европеизации рус­
ской культуры, эти процессы идут crescendo: при Петре I сакра­
лизация монарха не только не ослабевает, но, напротив, резко
усиливается. Если д л я более раннего времени (применительно
ко второй половине XVII в.) можно говорить об относитель­
ном сходстве русской и византийской ситуации, то в XVIII в.
русская культурная ситуация заметно отличается от византий­
ской — именно в сторону большей сакрализации монарха. Как
раз теперь окончательно оформляется то отношение к монарху,
которое характерно д л я всего императорского периода русской