Избранные труды. Том I. Семиотика истории. Семиотика культуры

Успенский Б. А. Избранные труды. Т.I. Семиотика истории. Семиотика культуры. Изд. 2-е. — Москва: Школа "Языки Русской Культуры", 1996. С.608. ISBN 5-88766-007-4

Настоящее (второе) издание «Избранных трудов» выходит в 3-х томах в исправленном и значительно расширенном виде. Некоторые статьи публикуются впервые. Почти все статьи были переработаны для данного издания. Первый том "Семиотика истории. Семиотика культуры" открывается общей статьей, посвященной восприятию времени, и в частности, восприятию истории как действенному фактору в историческом процессе. Эти общие положения иллюстрируются в последующих работах на конкретном материале русской истории. Таковы, например, статьи о самозванцах в России, о восприятии современниками Петра I, и цикл статей, посвященных концепции Москвы как третьего Рима. Автор показывает, что восприятие истории является культурно обусловленным и что оно (это восприятие) определяет исторический процесс. Другой цикл статей специально посвящен царской власти в России. Таковы статьи "Царь и Бог", "Царь и патриарх", "Царь и самозванец". Третий цикл статей данного тома посвящен дуализму в русской культуре. Таковы статьи "Роль дуальных моделей в динамике русской культуры (до конца XVIII века)" и "Анти-поведение в культуре Древней Руси".

Содержание

Предисловие

Предисловие ко второму изданию

История и семиотика (Восприятие времени как семиотическая проблема)

Historia sub specie semioticae

Восприятие истории в Древней Руси и доктрина «Москва — третий Рим»

Отзвуки концепции «Москва — третий Рим» в идеологии Петра Первого (К проблеме средневековой традиции в культуре барокко) (в соавторстве Ю. М. Лотманом)

Царь и самозванец: самозванчество в России как культурно-исторический феномен

Царь и патриарх: харизма власти в России (Византийская модель и ее русское переосмысление)

Царь и Бог (Семиотические аспекты сакрализации монарха в России) (в соавторстве с В. М. Живовым)

Роль дуальных моделей в динамике русской культуры (до конца XVIII века) (в соавторстве с Ю. М. Лотманом)

Дуалистический характер русской средневековой культуры (на материале «Хожения за три моря» Афанасия Никитина)

Миф — имя — культура (в соавторстве с Ю. М. Лотманом)

Анти-поведение в культуре Древней Руси

Раскол и культурный конфликт XVII века

Цитируемая литература

Принятые сокращения

Библиографическая справка

Именной указатель

Оглавление

OCR
Дуалистический характер
русской средневековой культуры
(на м а т е р и а л е
« Х о ж е н и я з а три моря»
Афанасия Никитина)

I.
1. В древнерусской культуре пространство воспринималось
в ценностных категориях: те или иные земли расценивались как
чистые и нечистые, праведные и грешные. Отсюда «движение в
географическом пространстве становится перемещением по вер­
тикальной шкале религиозно-нравственных ценностей, верхняя
ступень которой находится на небе, а н и ж н я я — в аду» (Лот­
ман, 1965, с. 210-212). При этом ад и рай т а к ж е мыслились в пре­
делах географического пространства: их в принципе можно бы­
ло посетить. «Проникновение человека в ад или рай в средневе­
ковой литературе всегда мыслилось как путешествие,
переме­
щение в географическом пространстве» и, соответственно, «вся­
кое перемещение в географическом пространстве становится от­
меченным в религиозно-нравственном отношении»; «средневе­
ковый человек рассматривал . . . географическое путешествие
как перемещение по „карте" религиозно-моральных систем: те
или иные страны мыслились как еретические, поганые или свя­
тые». География предстает, таким образом, как «разновидность
этического знания» (см. там же).
Подобные представления, вообще говоря, в какой-то мере
прослеживаются и в западной средневековой культуре, однако
в Древней Руси они проявляются гораздо более четко и выра­
зительно.
До нас дошли отголоски исключительно интересной полеми­
ки о рае в середине XIV в., мы можем судить о ней по посланию