Избранные труды. Том I. Семиотика истории. Семиотика культуры

Успенский Б. А. Избранные труды. Т.I. Семиотика истории. Семиотика культуры. Изд. 2-е. — Москва: Школа "Языки Русской Культуры", 1996. С.608. ISBN 5-88766-007-4

Настоящее (второе) издание «Избранных трудов» выходит в 3-х томах в исправленном и значительно расширенном виде. Некоторые статьи публикуются впервые. Почти все статьи были переработаны для данного издания. Первый том "Семиотика истории. Семиотика культуры" открывается общей статьей, посвященной восприятию времени, и в частности, восприятию истории как действенному фактору в историческом процессе. Эти общие положения иллюстрируются в последующих работах на конкретном материале русской истории. Таковы, например, статьи о самозванцах в России, о восприятии современниками Петра I, и цикл статей, посвященных концепции Москвы как третьего Рима. Автор показывает, что восприятие истории является культурно обусловленным и что оно (это восприятие) определяет исторический процесс. Другой цикл статей специально посвящен царской власти в России. Таковы статьи "Царь и Бог", "Царь и патриарх", "Царь и самозванец". Третий цикл статей данного тома посвящен дуализму в русской культуре. Таковы статьи "Роль дуальных моделей в динамике русской культуры (до конца XVIII века)" и "Анти-поведение в культуре Древней Руси".

Содержание

Предисловие

Предисловие ко второму изданию

История и семиотика (Восприятие времени как семиотическая проблема)

Historia sub specie semioticae

Восприятие истории в Древней Руси и доктрина «Москва — третий Рим»

Отзвуки концепции «Москва — третий Рим» в идеологии Петра Первого (К проблеме средневековой традиции в культуре барокко) (в соавторстве Ю. М. Лотманом)

Царь и самозванец: самозванчество в России как культурно-исторический феномен

Царь и патриарх: харизма власти в России (Византийская модель и ее русское переосмысление)

Царь и Бог (Семиотические аспекты сакрализации монарха в России) (в соавторстве с В. М. Живовым)

Роль дуальных моделей в динамике русской культуры (до конца XVIII века) (в соавторстве с Ю. М. Лотманом)

Дуалистический характер русской средневековой культуры (на материале «Хожения за три моря» Афанасия Никитина)

Миф — имя — культура (в соавторстве с Ю. М. Лотманом)

Анти-поведение в культуре Древней Руси

Раскол и культурный конфликт XVII века

Цитируемая литература

Принятые сокращения

Библиографическая справка

Именной указатель

Оглавление

OCR
Царь и самозванец:
самозванчество в России как
культурно-исторический феномен

1. Самозванчество не представляет собой чисто русского
явления, но ни в какой другой стране явление это не было столь
частым и не играло столь значительной роли в истории народа
и государства (ср.: Чистов, 1967, с. 29). Историю России нельзя
написать, обходя проблему самозванчества: по словам Ключев­
ского, «у нас с легкой руки первого Л ж е д и м и т р и я самозванство
стало хронической болезнью государства: с тех пор чуть не до
конца XVIII в. редкое царствование проходило без самозванца»
(Ключевский, III, с. 26). С начала XVII и до середины XIX в. ед­
ва можно обнаружить два-три десятилетия, не отмеченные по­
явлением нового самозванца на Руси; в некоторые периоды само­
званцы насчитываются десятками (Чистов, 1967, с. 32,179-180).
Корни этого явления остаются до конца не выясненными.
Исследователи по большей части пытались решить проблему са­
мозванчества в социальном или политическом ключе — в соци­
альном плане самозванчество трактуется как одна из специфи­
ческих и устойчивых форм антифеодального движения, тогда
как в политическом плане оно предстает как борьба за власть.
Однако ни тот, ни другой подход не выявляет с п е ц и ф и к и
самозванчества как культурного явления: как мы увидим ни­
же, самозванчество в широком смысле отнюдь не всегда свя­
зано с социальными движениями и совсем не обязательно свя­
зано с борьбой за реальную власть. Д л я понимания сущности
самозванчества необходимо, очевидно, вскрыть культурные ме­
ханизмы, обусловливающие данный феномен, т. е. обратиться к
рассмотрению (в историческом ракурсе) идеологических пред­
ставлений русского общества. Существенный шаг в этом напра­
влении был сделан К. В. Чистовым, который весьма убедите ль-