Избранные труды. Том I. Семиотика истории. Семиотика культуры

Успенский Б. А. Избранные труды. Т.I. Семиотика истории. Семиотика культуры. Изд. 2-е. — Москва: Школа "Языки Русской Культуры", 1996. С.608. ISBN 5-88766-007-4

Настоящее (второе) издание «Избранных трудов» выходит в 3-х томах в исправленном и значительно расширенном виде. Некоторые статьи публикуются впервые. Почти все статьи были переработаны для данного издания. Первый том "Семиотика истории. Семиотика культуры" открывается общей статьей, посвященной восприятию времени, и в частности, восприятию истории как действенному фактору в историческом процессе. Эти общие положения иллюстрируются в последующих работах на конкретном материале русской истории. Таковы, например, статьи о самозванцах в России, о восприятии современниками Петра I, и цикл статей, посвященных концепции Москвы как третьего Рима. Автор показывает, что восприятие истории является культурно обусловленным и что оно (это восприятие) определяет исторический процесс. Другой цикл статей специально посвящен царской власти в России. Таковы статьи "Царь и Бог", "Царь и патриарх", "Царь и самозванец". Третий цикл статей данного тома посвящен дуализму в русской культуре. Таковы статьи "Роль дуальных моделей в динамике русской культуры (до конца XVIII века)" и "Анти-поведение в культуре Древней Руси".

Содержание

Предисловие

Предисловие ко второму изданию

История и семиотика (Восприятие времени как семиотическая проблема)

Historia sub specie semioticae

Восприятие истории в Древней Руси и доктрина «Москва — третий Рим»

Отзвуки концепции «Москва — третий Рим» в идеологии Петра Первого (К проблеме средневековой традиции в культуре барокко) (в соавторстве Ю. М. Лотманом)

Царь и самозванец: самозванчество в России как культурно-исторический феномен

Царь и патриарх: харизма власти в России (Византийская модель и ее русское переосмысление)

Царь и Бог (Семиотические аспекты сакрализации монарха в России) (в соавторстве с В. М. Живовым)

Роль дуальных моделей в динамике русской культуры (до конца XVIII века) (в соавторстве с Ю. М. Лотманом)

Дуалистический характер русской средневековой культуры (на материале «Хожения за три моря» Афанасия Никитина)

Миф — имя — культура (в соавторстве с Ю. М. Лотманом)

Анти-поведение в культуре Древней Руси

Раскол и культурный конфликт XVII века

Цитируемая литература

Принятые сокращения

Библиографическая справка

Именной указатель

Оглавление

OCR
6 5

кратит существование, «времени у ж е не будет» (Откр. X, б ) .
В свою очередь, начало мироздания означает в этом последнем
случае начало времени: если мир признается сотворенным, то
таким же признается и время. Соответственно, время оказыва­
ется тогда в н а ч а л е тварного бытия — при этом слово «нача­
ло» не отмечает какой-либо временной момент, а означает соб66

ственно начало времени как такового .
Поскольку движение времени отождествляется с движени­
ем небесных светил (см. выше), постольку сотворение времени
может мыслиться именно как сотворение светил (ср.: «И сказал
Бог: да будут светила на тверди небесной . . . д л я отделения дня
от ночи, и д л я знамений, и времен, и дней, и годов» — Быт. I,
1 4 ) . Циклическое время закономерно оказывается таким обра­
зом тварным временем; соответствующее представление харак­
терно, по-видимому, вообще д л я космологического с о з н а н и я .
67

68

Примечания
1

Именно коммуникационный процесс, например, лежит в основе
понятия фонемы как семиотической единицы. В самом деле, фонемы
сами по себе не являются знаками — они не обладают самостоятель­
ным значением, — но мы говорим о двух разных фонемах в том случае,
если их смешение нарушает акт коммуникации.
2

В этом последнем значении может употребляться и термин
«историография», однако мы предпочитаем не пользоваться этим тер­
мином ввиду его двусмысленности: в самом деле, «историография»
может означать как совокупность исторических знаний, т. е. имен­
но историю в смысле «historia rerum gestarum», так и науку о эво­
люции и методах исторических исследований, т. е., собственно гово­
ря, мета-историю. В немецком языке в свое время слово «Historien»
(во множественном числе) выступало в "значении «historia rerum
gestarum», тогда как «Geschichte» означало «res gestae*; однако в
XVIII в. имеет место контаминация этих понятий, в результате кото­
рой слово «Geschichte» начинает выступать как в том, так и в другом
значении (см.: Козеллек, 1975, с. 653-658; Козеллек, 1979, с. 47 и сл.,
ср. с. 130 и сл., 260 и сл.). Тем не менее, еще и в XIX-XX вв. слово
«Geschichte» может означать конкретно-экзистенциальный поток со­
бытий, в отличие от схематизированной «Historie» (см.: Бахтин, 1986,
с. 158-159, примеч. С. С. Аверинцева). В английском языке «res gestae*