Избранные труды. Том I. Семиотика истории. Семиотика культуры

Успенский Б. А. Избранные труды. Т.I. Семиотика истории. Семиотика культуры. Изд. 2-е. — Москва: Школа "Языки Русской Культуры", 1996. С.608. ISBN 5-88766-007-4

Настоящее (второе) издание «Избранных трудов» выходит в 3-х томах в исправленном и значительно расширенном виде. Некоторые статьи публикуются впервые. Почти все статьи были переработаны для данного издания. Первый том "Семиотика истории. Семиотика культуры" открывается общей статьей, посвященной восприятию времени, и в частности, восприятию истории как действенному фактору в историческом процессе. Эти общие положения иллюстрируются в последующих работах на конкретном материале русской истории. Таковы, например, статьи о самозванцах в России, о восприятии современниками Петра I, и цикл статей, посвященных концепции Москвы как третьего Рима. Автор показывает, что восприятие истории является культурно обусловленным и что оно (это восприятие) определяет исторический процесс. Другой цикл статей специально посвящен царской власти в России. Таковы статьи "Царь и Бог", "Царь и патриарх", "Царь и самозванец". Третий цикл статей данного тома посвящен дуализму в русской культуре. Таковы статьи "Роль дуальных моделей в динамике русской культуры (до конца XVIII века)" и "Анти-поведение в культуре Древней Руси".

Содержание

Предисловие

Предисловие ко второму изданию

История и семиотика (Восприятие времени как семиотическая проблема)

Historia sub specie semioticae

Восприятие истории в Древней Руси и доктрина «Москва — третий Рим»

Отзвуки концепции «Москва — третий Рим» в идеологии Петра Первого (К проблеме средневековой традиции в культуре барокко) (в соавторстве Ю. М. Лотманом)

Царь и самозванец: самозванчество в России как культурно-исторический феномен

Царь и патриарх: харизма власти в России (Византийская модель и ее русское переосмысление)

Царь и Бог (Семиотические аспекты сакрализации монарха в России) (в соавторстве с В. М. Живовым)

Роль дуальных моделей в динамике русской культуры (до конца XVIII века) (в соавторстве с Ю. М. Лотманом)

Дуалистический характер русской средневековой культуры (на материале «Хожения за три моря» Афанасия Никитина)

Миф — имя — культура (в соавторстве с Ю. М. Лотманом)

Анти-поведение в культуре Древней Руси

Раскол и культурный конфликт XVII века

Цитируемая литература

Принятые сокращения

Библиографическая справка

Именной указатель

Оглавление

OCR
Миф — имя — культура

I.
1. Мир есть
материя.
Мир есть конь.

Одна из этих ф р а з принадлежит тексту заведомо мифоло­
гическому («Упанишады»), между тем к а к другая может слу­
ж и т ь примером текста противоположного типа. При внешнем
формальном сходстве данных конструкций между ними имеет­
ся принципиальная разница:
а) Одинаковая связка {есть) обозначает здесь совершенно
различные в логическом смысле операции: в первом случае речь
идет об определенном соотнесении (которое может пониматься,
например, как соотнесение частного с общим, включение во мно­
ж е с т в е н т. п.), во втором — непосредственно об отождествле­
нии.
б) Предикат т а к ж е различен. С позиции современного созна­
ния слова материя и конь в приведенных конструкциях принад­
л е ж а т различным уровням логического описания: первое тяго­
теет к уровню метаязыка, а второе — к уровню языка-объекта.
Действительно, в одном случае перед нами ссылка на категорию
метаописания, т. е. на некоторый абстрактный я з ы к описания
(иначе говоря, на некоторый абстрактный конструкт, который
не имеет значения вне этого я з ы к а описания), в другом — на
такой же предмет, но расположенный на иерархически высшей
ступени, перво-предмет, праобраз предмета. В первом случае
существенно принципиальное отсутствие изоморфизма между
описываемым миром и системой описания; во втором случае,
напротив, — принципиальное признание такого изоморфизма.
Второй тип описания мы будем называть «мифологическим»,
первый — «немифологическим» (или «дескриптивным»).