Избранные труды. Том I. Семиотика истории. Семиотика культуры

Успенский Б. А. Избранные труды. Т.I. Семиотика истории. Семиотика культуры. Изд. 2-е. — Москва: Школа "Языки Русской Культуры", 1996. С.608. ISBN 5-88766-007-4

Настоящее (второе) издание «Избранных трудов» выходит в 3-х томах в исправленном и значительно расширенном виде. Некоторые статьи публикуются впервые. Почти все статьи были переработаны для данного издания. Первый том "Семиотика истории. Семиотика культуры" открывается общей статьей, посвященной восприятию времени, и в частности, восприятию истории как действенному фактору в историческом процессе. Эти общие положения иллюстрируются в последующих работах на конкретном материале русской истории. Таковы, например, статьи о самозванцах в России, о восприятии современниками Петра I, и цикл статей, посвященных концепции Москвы как третьего Рима. Автор показывает, что восприятие истории является культурно обусловленным и что оно (это восприятие) определяет исторический процесс. Другой цикл статей специально посвящен царской власти в России. Таковы статьи "Царь и Бог", "Царь и патриарх", "Царь и самозванец". Третий цикл статей данного тома посвящен дуализму в русской культуре. Таковы статьи "Роль дуальных моделей в динамике русской культуры (до конца XVIII века)" и "Анти-поведение в культуре Древней Руси".

Содержание

Предисловие

Предисловие ко второму изданию

История и семиотика (Восприятие времени как семиотическая проблема)

Historia sub specie semioticae

Восприятие истории в Древней Руси и доктрина «Москва — третий Рим»

Отзвуки концепции «Москва — третий Рим» в идеологии Петра Первого (К проблеме средневековой традиции в культуре барокко) (в соавторстве Ю. М. Лотманом)

Царь и самозванец: самозванчество в России как культурно-исторический феномен

Царь и патриарх: харизма власти в России (Византийская модель и ее русское переосмысление)

Царь и Бог (Семиотические аспекты сакрализации монарха в России) (в соавторстве с В. М. Живовым)

Роль дуальных моделей в динамике русской культуры (до конца XVIII века) (в соавторстве с Ю. М. Лотманом)

Дуалистический характер русской средневековой культуры (на материале «Хожения за три моря» Афанасия Никитина)

Миф — имя — культура (в соавторстве с Ю. М. Лотманом)

Анти-поведение в культуре Древней Руси

Раскол и культурный конфликт XVII века

Цитируемая литература

Принятые сокращения

Библиографическая справка

Именной указатель

Оглавление

OCR
титула и переосмысления роли правителя. Из Византии усваи­
вается идея параллелизма царя и Бога (свойственная как тра­
диционным, так и вновь образующимся представлениям о вер­
ховной власти), между тем как сходство с Западом проявляется
в понимании монаршей харизмы как личного дара. Царь ока­
зывается сопричастником Божества на личных началах, и это
определяет его отношение как к Богу, так и к человеку.
2.

Новые представления о царе
в связи с внешними культурными влияниями:
реконструкция византийского образца
и усвоение барочной культуры

2.1 Как мы видели, сакрализация монарха в России начи­
нается в рамках усвоения концепции Москвы — третьего Ри­
ма. Эта концепция в принципе предполагает отгораживание от
внешних культурных влияний. Действительно, она возникает
при отрицательном отношении к грекам: Москва становится тре­
тьим Римом именно потому, что греки не смогли удержать Кон­
стантинополь в качестве Рима второго; заключив унию с като­
ликами (Флорентийская уния), греки отступили от православия
и были наказаны за это разрушением империи. В этих услови­
ях естественно было отталкиваться от византийского образца:
актуальной оказывается не ориентация на греческие культур­
ные модели, а сохранение православной традиции. Итак, если
раньше Византия выступала в качестве учителя, а Русь в ка­
честве ученицы, то теперь могут считать, что роль учителя пе­
решла к русским. Связь с Византией определяется при этом не
культурной ориентацией, а самим фактором преемственности.
Русский царь занимает место византийского императора, но в
своих представлениях о царской власти русские исходят из соб­
ственной традиции, лишь в своих истоках связанной с традицией
византийской.
Религиозно-политическая идеология, обусловленная воспри­
ятием Москвы как третьего Рима, может быть определена как
теократическая эсхатология: Москва остается последним право-