Избранные труды. Том I. Семиотика истории. Семиотика культуры

Успенский Б. А. Избранные труды. Т.I. Семиотика истории. Семиотика культуры. Изд. 2-е. — Москва: Школа "Языки Русской Культуры", 1996. С.608. ISBN 5-88766-007-4

Настоящее (второе) издание «Избранных трудов» выходит в 3-х томах в исправленном и значительно расширенном виде. Некоторые статьи публикуются впервые. Почти все статьи были переработаны для данного издания. Первый том "Семиотика истории. Семиотика культуры" открывается общей статьей, посвященной восприятию времени, и в частности, восприятию истории как действенному фактору в историческом процессе. Эти общие положения иллюстрируются в последующих работах на конкретном материале русской истории. Таковы, например, статьи о самозванцах в России, о восприятии современниками Петра I, и цикл статей, посвященных концепции Москвы как третьего Рима. Автор показывает, что восприятие истории является культурно обусловленным и что оно (это восприятие) определяет исторический процесс. Другой цикл статей специально посвящен царской власти в России. Таковы статьи "Царь и Бог", "Царь и патриарх", "Царь и самозванец". Третий цикл статей данного тома посвящен дуализму в русской культуре. Таковы статьи "Роль дуальных моделей в динамике русской культуры (до конца XVIII века)" и "Анти-поведение в культуре Древней Руси".

Содержание

Предисловие

Предисловие ко второму изданию

История и семиотика (Восприятие времени как семиотическая проблема)

Historia sub specie semioticae

Восприятие истории в Древней Руси и доктрина «Москва — третий Рим»

Отзвуки концепции «Москва — третий Рим» в идеологии Петра Первого (К проблеме средневековой традиции в культуре барокко) (в соавторстве Ю. М. Лотманом)

Царь и самозванец: самозванчество в России как культурно-исторический феномен

Царь и патриарх: харизма власти в России (Византийская модель и ее русское переосмысление)

Царь и Бог (Семиотические аспекты сакрализации монарха в России) (в соавторстве с В. М. Живовым)

Роль дуальных моделей в динамике русской культуры (до конца XVIII века) (в соавторстве с Ю. М. Лотманом)

Дуалистический характер русской средневековой культуры (на материале «Хожения за три моря» Афанасия Никитина)

Миф — имя — культура (в соавторстве с Ю. М. Лотманом)

Анти-поведение в культуре Древней Руси

Раскол и культурный конфликт XVII века

Цитируемая литература

Принятые сокращения

Библиографическая справка

Именной указатель

Оглавление

OCR
И ты, днесь сироту ущедря,
Еще подобна Божеству.
(Державин, I, с. 563-569)

89

Никакие, однако, частные оправдания не могли решить этой
проблемы до конца. В этом плане особенно характерно, что Дер­
жавин, чувствуя, видимо, неудовлетворительность традиционно
приводимых обоснований, пришел к целой теории, примиряю­
щей сакрализацию монарха и православное с о з н а н и е . На этом
фоне сознательного отношения к неудобствам сакрализации мо­
нарха поэтические выражения такой сакрализации чаще всего
выступают как языковые штампы, навязанные поэзии внелитературными по своим истокам процессами.
90

2.

Сохранение барочной традиции
в духовной среде

С течением времени барочная традиция в России сходит на
нет, и те тексты, которые раньше могли и д о л ж н ы были воспри­
ниматься в игровом плане, внутри барочной системы, все более
начинают пониматься всерьез, буквально. Этот процесс прямо
сказывается и на сакрализации монарха; тем самым утрата ба­
рочной традиции фактически приводит к еще большей сакрали­
зации царя. Это усиление сакрализации вне барочной традиции
особенно обозначилось во время Отечественной войны 1812 го­
да, когда библейская символика была перенесена на Россию в
невиданных ранее размерах, а происходящие события воспри­
нимались как апокалиптическая борьба Христа и Антихриста.
Следует, однако, иметь в виду, что барочная традиция устой­
чиво сохраняется в духовной среде (ср.: Ж и в о в и Успенский,
1984, с. 230-234). Поэтому исчезновение барокко следует пред­
ставлять себе не как абсолютную элиминацию барочной куль­
туры, но как резкое сокращение сферы действия барочных тек­
стов. Вообще, функционирование барочной культуры предпола­
гает определенный тип образованности (риторика, античная ми­
фология, знание целого р я д а эталонных текстов) и относительно
высокий уровень образования. В XVIII в. этот тип образованно-