Избранные труды. Том I. Семиотика истории. Семиотика культуры

Успенский Б. А. Избранные труды. Т.I. Семиотика истории. Семиотика культуры. Изд. 2-е. — Москва: Школа "Языки Русской Культуры", 1996. С.608. ISBN 5-88766-007-4

Настоящее (второе) издание «Избранных трудов» выходит в 3-х томах в исправленном и значительно расширенном виде. Некоторые статьи публикуются впервые. Почти все статьи были переработаны для данного издания. Первый том "Семиотика истории. Семиотика культуры" открывается общей статьей, посвященной восприятию времени, и в частности, восприятию истории как действенному фактору в историческом процессе. Эти общие положения иллюстрируются в последующих работах на конкретном материале русской истории. Таковы, например, статьи о самозванцах в России, о восприятии современниками Петра I, и цикл статей, посвященных концепции Москвы как третьего Рима. Автор показывает, что восприятие истории является культурно обусловленным и что оно (это восприятие) определяет исторический процесс. Другой цикл статей специально посвящен царской власти в России. Таковы статьи "Царь и Бог", "Царь и патриарх", "Царь и самозванец". Третий цикл статей данного тома посвящен дуализму в русской культуре. Таковы статьи "Роль дуальных моделей в динамике русской культуры (до конца XVIII века)" и "Анти-поведение в культуре Древней Руси".

Содержание

Предисловие

Предисловие ко второму изданию

История и семиотика (Восприятие времени как семиотическая проблема)

Historia sub specie semioticae

Восприятие истории в Древней Руси и доктрина «Москва — третий Рим»

Отзвуки концепции «Москва — третий Рим» в идеологии Петра Первого (К проблеме средневековой традиции в культуре барокко) (в соавторстве Ю. М. Лотманом)

Царь и самозванец: самозванчество в России как культурно-исторический феномен

Царь и патриарх: харизма власти в России (Византийская модель и ее русское переосмысление)

Царь и Бог (Семиотические аспекты сакрализации монарха в России) (в соавторстве с В. М. Живовым)

Роль дуальных моделей в динамике русской культуры (до конца XVIII века) (в соавторстве с Ю. М. Лотманом)

Дуалистический характер русской средневековой культуры (на материале «Хожения за три моря» Афанасия Никитина)

Миф — имя — культура (в соавторстве с Ю. М. Лотманом)

Анти-поведение в культуре Древней Руси

Раскол и культурный конфликт XVII века

Цитируемая литература

Принятые сокращения

Библиографическая справка

Именной указатель

Оглавление

OCR
тительский сан; то обстоятельство, что она не повторяется при
поставлении епископа на патриарший престол, ясно показывает,
что патриарх понимается, в сущности, как такой же епископ: его
иерархическое место определяется первенствующим положени­
ем занимаемой им кафедры, но отнюдь не каким-либо специаль­
ным посвящением.
Итак, Никон воспринимает вторую хиротонию как особое по­
священие (но не как акт возведения на соответствующую ка­
федру). Показательно в этом смысле, что, оставив московскую
кафедру (в 1658 г.), он продолжает считать себя патриархом,
хотя и не называет себя больше патриархом московским; таким
образом, соответствующее наименование определенно связыва­
ется именно с саном, а не с кафедрой. Между тем, ранее, как
мы у ж е отмечали, архиереи любого ранга, оставляющие кафе­
дру, отрекались от своего звания; соответственно, например, па­
триарх Иов, смещенный с престола Лжедмитрием, именовался
«бывшим патриархом» подобно тому, как епископ, ушедший с
кафедры, назывался «бывшим епископом».
Позиция Никона была, по-видимому, достаточно типичной
д л я своего, времени. Так, Арсений Суханов скептически отно­
сился к греческим патриархам, в частности, потому, что они
«сугубо поставление в патриархи не имут, точию во епископы»
(Белокуров, II, с. 180, ср. с. 173, 209); итак, сугубое поставление
как бы предполагает сугубую благодать.
Именно дело Никона и обусловило прекращение рассматри­
ваемой традиции. Сменивший Никона патриарх Иоасаф II был
поставлен (в 1667 г.) из архимандритов и, следовательно, в лю­
бом случае при его поставлении не могло быть повторения хи­
ротонии. В дальнейшем, однако, патриархи всегда ставились из
архиереев, но хиротония при этом ни в коем случае не повторя­
лась.

Н е к о т о р ы е выводы
Подведем итоги. Рассмотренные примеры обнаруживают, на
наш взгляд, несомненное и вполне очевидное сходство.