Избранные труды. Том I. Семиотика истории. Семиотика культуры

Успенский Б. А. Избранные труды. Т.I. Семиотика истории. Семиотика культуры. Изд. 2-е. — Москва: Школа "Языки Русской Культуры", 1996. С.608. ISBN 5-88766-007-4

Настоящее (второе) издание «Избранных трудов» выходит в 3-х томах в исправленном и значительно расширенном виде. Некоторые статьи публикуются впервые. Почти все статьи были переработаны для данного издания. Первый том "Семиотика истории. Семиотика культуры" открывается общей статьей, посвященной восприятию времени, и в частности, восприятию истории как действенному фактору в историческом процессе. Эти общие положения иллюстрируются в последующих работах на конкретном материале русской истории. Таковы, например, статьи о самозванцах в России, о восприятии современниками Петра I, и цикл статей, посвященных концепции Москвы как третьего Рима. Автор показывает, что восприятие истории является культурно обусловленным и что оно (это восприятие) определяет исторический процесс. Другой цикл статей специально посвящен царской власти в России. Таковы статьи "Царь и Бог", "Царь и патриарх", "Царь и самозванец". Третий цикл статей данного тома посвящен дуализму в русской культуре. Таковы статьи "Роль дуальных моделей в динамике русской культуры (до конца XVIII века)" и "Анти-поведение в культуре Древней Руси".

Содержание

Предисловие

Предисловие ко второму изданию

История и семиотика (Восприятие времени как семиотическая проблема)

Historia sub specie semioticae

Восприятие истории в Древней Руси и доктрина «Москва — третий Рим»

Отзвуки концепции «Москва — третий Рим» в идеологии Петра Первого (К проблеме средневековой традиции в культуре барокко) (в соавторстве Ю. М. Лотманом)

Царь и самозванец: самозванчество в России как культурно-исторический феномен

Царь и патриарх: харизма власти в России (Византийская модель и ее русское переосмысление)

Царь и Бог (Семиотические аспекты сакрализации монарха в России) (в соавторстве с В. М. Живовым)

Роль дуальных моделей в динамике русской культуры (до конца XVIII века) (в соавторстве с Ю. М. Лотманом)

Дуалистический характер русской средневековой культуры (на материале «Хожения за три моря» Афанасия Никитина)

Миф — имя — культура (в соавторстве с Ю. М. Лотманом)

Анти-поведение в культуре Древней Руси

Раскол и культурный конфликт XVII века

Цитируемая литература

Принятые сокращения

Библиографическая справка

Именной указатель

Оглавление

OCR
анти-поведение. Так, Степан Разин, демонстративно отказыва­
ясь от церковной обрядности, заставлял венчающихся с пляс­
кой обходить вокруг дерева, т. е. по существу возрождал соот­
ветствующий языческий обряд и, вместе с тем, в «прелестной
грамоте» казанским татарам упоминал «бога и пророка», т. е.
Аллаха и Магомета; Пугачев входил в церковь в шапке и садил­
ся на престол в алтаре (Смирнов и др., 1966, с. 314; Крылов,
1942, с. 9; Пугачевщина, III, с. 214, 334; Чистов, 1967, с. 171).
Д л я типологических аналогий любопытно отметить, что в За­
падной Европе бунтовщики нередко переодевались в ж е н с к о е
п л а т ь е , как бы демонстрируя тем самым решительный отказ
подчиняться существующим порядкам (Дейвис, 1975, с. 147-149
и сл.): вообще бунт против порядков этого мира естественно сти­
мулирует и санкционирует анти-поведение, т. е. закономерно об­
лекается в соответствующие формы; существенно вместе с тем,
что в России поведение разбойников особенно отмечено в рели­
гиозном отношении — как поведение к о щ у н с т в е н н о е . Итак,
поведение разбойников предстает в некотором смысле как сакрализованное, магическое анти-поведение.
Мы видим, что во всех случаях анти-поведение так или ина­
че связано с темой сакрального — постольку, поскольку поня­
тие сакрального определяется, в свою очередь, представлением
о потустороннем мире.
Примечания
1

Представление о перевернутости потустороннего мира никоим
образом не противоречит представлению о его изоморфности миру по­
сюстороннему: предполагается, что там — все то же, что и здесь; одна­
ко с остраненной — земной, посюсторонней — точки зрения загробный
мир предстает как мир с перевернутыми связями.
2

«Существенно, что загадка часто не предполагает нахождения
ответа со стороны непосвященного, и в таких случаях криптографи­
ческие задачи важнее коммуникационных. Характерно, что язык зага­
док во многих традициях резко отличается от языка других фольклор­
ных жанров вообще и в сторону непонятности, в частности» (Топоров,
1971, с. 37, примеч. 54).