Церковная реформа XVII века как идеологическая диверсия и национальная катастрофа

Кутузов Б.П. Церковная реформа XVII века как идеологическая диверсия и национальная катастрофа. -М., 2003

2003

Содержание

Часть I. К вопросу о церковной «реформе» XVII века

Часть II. Преступная «реформа»

Часть III. Никоно-алексеевская «реформа» — великая фальшивка XVII века

Заключение

OCR
Глава

4

Против искажения истории (антиникон)
(Из серии «Портреты делателей и вершителей раскола»)
Преступление патриарха Никона очевидно, и именно как

патриарха. Вместо того, чтобы, по первейшей обязанности
первоиерарха, стоять на страже чистоты православия, Никон

фактически попрал эту главную свою обязанность, предал
интересы Церкви, пойдя на поводу у светской власти, легко

согласился на авантюрную, по сути антицерковную, «рефор­
му» и возглавил ее. Поэтому эта роковая «реформа» и извес­
тна в истории как никонова, хотя и не он был ее инициато­
ром. Но кому, как не патриарху. прежде всего, болеть за Цер­
ковь,

нести

первую

ответственность

за

чистоту

и

непорочность Невесты Христовой?
И вместо этого -- «всю Невесту Христову разорили, ра­
зорили римляна-воры, разорили, зело обесчестили!» Этот
болезненный ВОЗПIас-причитание - в духе народных плачей

над покоЙником. Или преувеличивает протопоп Аввакум этот
«церковный изврат», по крайней мере, как это выглядело в
глазах тогдашних верующих? Нет, не преувеличивает, даже и

сегодня то, что сделали реформаторы, выглядит, как формен­
ный церковный погром.
Не только перепечатали церковные книги и riеременили
все тексты на ухудшенный вариант, но меняли и восьмико­

нечный крест на четырехконечный, по латинскому образцу, о

чем свидетельствуют и нынешние просфоры; извратили чин
Крещения (<<молимся, тебе, дух лукавый»!) с хождением в
противоположную сторону, против солнца; «внутрь олтаря

молитвы иерейские откинули, ектеньи переменили ... вся гор-

84