Церковная реформа XVII века как идеологическая диверсия и национальная катастрофа

Кутузов Б.П. Церковная реформа XVII века как идеологическая диверсия и национальная катастрофа. -М., 2003

2003

Содержание

Часть I. К вопросу о церковной «реформе» XVII века

Часть II. Преступная «реформа»

Часть III. Никоно-алексеевская «реформа» — великая фальшивка XVII века

Заключение

OCR
Глава

24

Кривое зеркало никонианы
Из серии «Метастазы ниКОНО-Шlексеевской «реформы»
Об искажении исторического образа бblвшего патриарха
Никона Львом Лебедевым уже написано в первой части кни­
ги. Ближайшими же предшественниками Л. Лебедева в этом
деле являются архиеп. Серафим (Соболев) со своей «Русской

идеологией

«(1939

г.) и М.В. Зызыкин, профессор Варшав­

ского университета, с его «трудом» «Пагр. Никон. Его госу­
дарственные и канонические идеи» (Варшава,

1931).

Если Л. Лебедев полными горстями черпал из книжки
архиеп. Серафиt.Jа Соболева (Зарубежная Церковь), то сам
архиепископ опирался на «изыскания» М. Зызыкина.
Почему же эти авторы, бывшего патриарха Никона, пря­
мого виновника великого русского раскола, этой величайшей

катастрофы Святой Руси, вопреки историческим фактам, ста­

раются представить нам в светлом облике? Постараемся в
этом разобраться.
Проф. А.В. Карташев писал в 1938 r. о расколе следующее:
«Это было невозвратимой растратой духовной энергии,
огромным несчастьем в жизни Церкви и России, решающей

катастрофой в судьбах Святой Руси. Это раскололо душу на­
рода и помрачило национальное сознание. Ревнители Святой

Руси унесли ее светоч в подполье. А официальные водители
народа, новый «просвещенный» класс, утратив церковное
сознание, поддался чарам западной безрелигиозной культу­

ры. Раскол религиозный повлек за собой и раскол нацио­
нального сознания; катастрофа удвоилась и осложнилась.
Явилось две России: одна -

народная, с образом Святой Руси
4/б