Церковная реформа XVII века как идеологическая диверсия и национальная катастрофа

Кутузов Б.П. Церковная реформа XVII века как идеологическая диверсия и национальная катастрофа. -М., 2003

2003

Содержание

Часть I. К вопросу о церковной «реформе» XVII века

Часть II. Преступная «реформа»

Часть III. Никоно-алексеевская «реформа» — великая фальшивка XVII века

Заключение

OCR
Глава

9

Константинопольский синдром. днамнез
О, ДОВОЛЬСТВО, покой, нзбыток русской, воль­
ной деревнн! О, тншь Н блаГОЩrfЬ!
И думается мне: к чему нам тут н крест на ку­

поле Святой Софии в Царь-Граде и все, чего так до­
биваемся мы, городские люди?

И.С Тургенев. «Деревня»,
из стихотворений в nрозе,

1878.

Итак, под предлогом интересов «греческого проекта» (тер­
·мин екатерининской эпохи) Россию удалось столкнуть на путь

церковной «реформы», ЧТО привело к Расколу и глубочайше­
,му церковному кризису. Никоно-алексеевская «реформа»

-

;JТO даже и не революция, а нечто напоминающее глобаль­
,НУЮ идеологическую диверсию, проявившуюся во внутрен­

нем всецерковном погроме. Вторым после Раскола большим

злом всеобъемлющей церковной «реформы» можно считать
отход от строгой церковности, каноничности. После «рефор­

мы» уже не было четкой демаркационной линии, отделяю­

щей церковное от нецерковного, многое уже было дозволено
и в богослужебной практике, и в церковном искусстве - зод­
честве, иконописи, пении; вековые запоры были сняты, в

церковное искусство шумно щ>рвалась мирская СТИХИЯ. Духовный

УПадок коснулся всех сторон церковной жизни. По сдовам
современного писагеля, Русская Церковь в ХУIII в. «испыты­
вала тяжелый

-

как никогда прежде

-

внутренний недуг,

вырзившийсяя в катастрофическом обмирщении ее правящей
верхушки, в формализации богослу~ения, в позиции лакей­

СТВа и угодничества перед государственными инстанциями»'.

155