Церковная реформа XVII века как идеологическая диверсия и национальная катастрофа

Кутузов Б.П. Церковная реформа XVII века как идеологическая диверсия и национальная катастрофа. -М., 2003

2003

Содержание

Часть I. К вопросу о церковной «реформе» XVII века

Часть II. Преступная «реформа»

Часть III. Никоно-алексеевская «реформа» — великая фальшивка XVII века

Заключение

OCR
Глава

11

Личности, вынесшие приговор старому русскому

обряду на соборе 1667 года. Греки: Антиохийский
патриарх Макарий, Александрийский патриарх
Паисий, архим. Дионисий, Паисий Лигарид
Из серии «Портреты делателей и вершителей раскола»
в своем «Дневнике писателя» под заголовком «Мнение

"Тишайшaro" Царя о «Восточном вопросе» Ф. Достоевский при­
водит следующие выписки из сочинения И. Оболенского «Мос­
ковское государство при царе Алексее Михайловиче и пагриархе

Никоне по запискам архидиакона Павла АлеппскоlO» (Киев,
«Говорили, что на Св. Пасху

1876).
(1656 г.) государь, христосу­

ясь с греческими купцами, бывшими в Москве, сказал между
прочим к ним: "Хотите ли вы и ждете ли, чтобы я освободил
вас из плена и выкупил?" И когда они отвечали: "Как может
быть иначе? Как нам не желать этого?"

-

он прибавил: "Так

поэтому, когда вы возвратитесь в свою сторону, просите всех

монахов и епископов молить Бога и совершать литургию за

меня, чтобы их молитвами дана была мне мощь отрубить го­
лову врагу". И, пролив при этом обильные слезы, он сказал
потом, обрагившись к вельможам: "Мое сердце сокрушается
о порабощении этих бедных людей ... Порешил в своем уме,
если Богу угодно, что потрачу все свои войска и свою казну,
пролью свою кровь до последней капли, но постараюсь ос­

вободить их". На все это вельможи отвечали ему: «Господи,
даруй по желанию сердца TBoeгo»l.

Примечательно, что не греки, а царь первым заводит раз­
говор об их освобождении, как бы подталкивая их к просьбе

202