Церковная реформа XVII века как идеологическая диверсия и национальная катастрофа

Кутузов Б.П. Церковная реформа XVII века как идеологическая диверсия и национальная катастрофа. -М., 2003

2003

Содержание

Часть I. К вопросу о церковной «реформе» XVII века

Часть II. Преступная «реформа»

Часть III. Никоно-алексеевская «реформа» — великая фальшивка XVII века

Заключение

OCR
Глава

8

Константинопольский nрестол,
Ватикан, Россия
Итак, русская церковная «реформа» ХУН в. была след­
ствием политических расчетов царя Алексея наследовать со
временем престол византийских императоров, и патриарх
Никон, посвященный в этот план, рассчитывал, в случае ус­

пеха, стать вселенским патриархом с кафедрой в Константи­
нополе. Для этого и нужно было, прежде всего, по мнению
инициатОров этого проекта, привести к единообразию рус­
скую и греческую богослужебную практику, равняясь на гре­
ков, в этом вся суть «реформы».
Авантюрная идея византийского престолонаследия, ко­

торая постепенно завладела всеми помыслами царя Алексея,
отнюдь не была новшеством для того времени, она имеет
довольно древнюю генеалогию.

Один из исследователей нашей церковной истории пери­
ода XVI-XVII вв. пишет: «У папства в эту эпоху была дав­
няя идея, которую папы желали внушить всей Европе: идея
крестового похода для изгнания турок из Европы. Эту идею
разделял и Стефан БаториЙ. План борьбы с турками одинако­
во старагельно разрабатывался и в Риме, и в Польше. При
этом полагали, что для достижения успеха необходимо при­

влечь и Москву в качестве орудия. Москве нужно было навя­
зать царя католика (так думали Стефан Баторий и Поссевин),
чтобы окатоличить Москву и заручиться ее помощью»l.

Итак, изгнание османов из Европы

-

«идея давняя», план

борьбы с турками старательно разрабатывается и в Риме, и в
Польше. Причем Ватикан преследует сразу две цели: исполь­

зовать Москву как орудие в борьбе с турками и окатоличиТJ,

148