Церковная реформа XVII века как идеологическая диверсия и национальная катастрофа

Кутузов Б.П. Церковная реформа XVII века как идеологическая диверсия и национальная катастрофа. -М., 2003

2003

Содержание

Часть I. К вопросу о церковной «реформе» XVII века

Часть II. Преступная «реформа»

Часть III. Никоно-алексеевская «реформа» — великая фальшивка XVII века

Заключение

OCR
Глава

15

в плену стереотипов
1:' .

Следует заметить, что в отношении старого обряда и цер­

~:J(Oвной «реформы» ХУН в. мы находимся в плену прочных
.,стереотипных мнений и суждений, причем ';Iаще всего весь­

':ма далеких от истины. Еще у многих старый обряд и старо­

!,оорядчество ассоциируются, прежде всего, с невежеством и
;,слепым фанатизмом.

('

Когда на протяжении последних трех веков многие наши

~ученые богословы и иерархи начали замечать~ что наши бо­
i~roслужебные тексты в процесс е «реформы» ХУН в. были не

~исправлены, а испорчены, никто из них не предложил вер­
:iНУТься к старым текстам, хотя это было бы самым простым и
l:естеСТАенным выходом из создавшегося положения. Но, по­

:жалуй, неверно было бы утверждать, что причиной этого было
~iroлько тогдашнее отрицательное стереотипное мнение о ста­
'рообрядчестве, главной причиной было то, что критика ни­

:коно-алексеевской «реформы» была под негласным запретом
,по политическим причинам вплоть до

1917

года. Светская

власть была заинтересована в сохранении богослужебного

"единообразия с греками и со вееми восточными «ромеямю>,
,:npизрак византийского престола делал свое дело.

!i'

Именно Поместный Собор

1917-1918 гг. должен был
1656 и 1667 гг. но, как

FОтменить клятвенные запреты соборов

lс~зано, «отвлечение Собора в сторону внсшнеорганизаци­
~HHЫX вопросов помешало ему превратить этот проект в окон­

i;~arельное соборное постановление»l. Исторические решения
;'11 отношении старообрядчества, в том числе и отмену клятв,
\Inpинял в 1929 г. Священный Синод, а Поместный Собор 1971 г.

i)'Твердил эти решения. Не следует ли в настоящее время для

;?.- 5152 КУТУЗОII

257