Церковная реформа XVII века как идеологическая диверсия и национальная катастрофа

Кутузов Б.П. Церковная реформа XVII века как идеологическая диверсия и национальная катастрофа. -М., 2003

2003

Содержание

Часть I. К вопросу о церковной «реформе» XVII века

Часть II. Преступная «реформа»

Часть III. Никоно-алексеевская «реформа» — великая фальшивка XVII века

Заключение

OCR
Глава

28

о подлоге русской .национальноЙ идеи

а) Церковная (реформа» XVll века
в контексте концепции ((Москва Третий Puм»

Вероятно, не будет ошибкой сказать, что наиболее ярко
русская национальная идея выразилась в известной кон­

цепции «Москва

Третий Рим», понимаемой в эсхатоло­

-

гическом смысле, т. е. Москва

-

последний хранитель чи­

стоты Вселенского Православия, ибо Четвертого Рима уже

не будет.
Как написал в

1516

ликому князю Василию

г. старец Филофей в послании к ве­

III

ставшие впоследствии знамени­

тыми слова: «Вся христианская, царства снидошася в твое

едино, яко два Рима падоша, третий (Москва.

-- Б.к.) стоит,
а четвертому не быти ... Един ты во всей поднебесней христи­
аном царь».

«Святая Русь - наша хоругвь, - сказал в 1938 г. на од­
ной из своих лекций в Парижеком богословском институте
знаменитый А.В.Карташев. - Углубление в эту сердцевину
нашей русскости никогда не перестанет быть задачей нашего
национального самосознания... Самая вера в Святую Русь,
убеждение, что вне ее нет спасительных путей для России, вот основной духовный капитал, без которого мы - ничто»I.
Под «Святой Русью» русский народ понимал веру право­
славную, воспринятую от Византии.
Итак, Первый Рим -- Рим в буквальном смысле, отпав­
ший окончательно от православия в ХI в., Второй Рим - Кон­

стантинополь, павший под ударами «агаряю) в 1453 г., что

было воспринято русскими как суд БQЖИЙ за Флорентийскую
унию с латинством.

467