Церковная реформа XVII века как идеологическая диверсия и национальная катастрофа

Кутузов Б.П. Церковная реформа XVII века как идеологическая диверсия и национальная катастрофа. -М., 2003

2003

Содержание

Часть I. К вопросу о церковной «реформе» XVII века

Часть II. Преступная «реформа»

Часть III. Никоно-алексеевская «реформа» — великая фальшивка XVII века

Заключение

OCR
Глава

18

Как подготавливалась церковная «реформа»
XVII века
Царь Алексей Михайлович первым из русских царей все­
рьез готовился воссесть на древний византийский престол,
став тем самым во главе вселенского православия, готовился

сделаться как бы наследником и продолжателем дела право­
славных древних греческих василевсов. Можно сказагь, что
политическая наивность этих замыслов вполне соответство­
вала наивности и недалекости самого царя, которого с пол­

ным основанием можно назвать бедой России на все време­
на. Реформа по единообразию церквей была для царя первой
ступенью в осуществлении его замыслов, как бы идеологи­
ческим фундаментом для будущего политического единения
всех православных государств под его державой в Великой
Греко-Российской восточной империи.

Вот как говорит об этом Н.Каптерев: «Алексей Михай­
лович считал себя преемником древних греческих императо­
ров не только в делах веры и благочестия, но и законным на­
следником их царства, верил, что ему или его преемникам

действительно суждено в будущем владеть самым Констан­
тинополем и всеми православными народами, томящимися

под турецким игом ... Ему не чужда была мысль сделаться
освободителем православных народностей из-под турецого
ига и овладеть, как своим наследием, Константинополем ...
церковное единение он считал пер вою и необходимою сту­
пенью будущего политического единения»l.

Царю Алексею эта мысль была не только не чужда, но
этой мысли была подчинена вся его жизнь и вся его деятель­
ность. Идея византийского престолонаследия стояла пере;l
русским самодержавием и во времена Н.Каптерева, отсюда

286