Церковная реформа XVII века как идеологическая диверсия и национальная катастрофа

Кутузов Б.П. Церковная реформа XVII века как идеологическая диверсия и национальная катастрофа. -М., 2003

2003

Содержание

Часть I. К вопросу о церковной «реформе» XVII века

Часть II. Преступная «реформа»

Часть III. Никоно-алексеевская «реформа» — великая фальшивка XVII века

Заключение

OCR
Глава

23

Экспедиция Арсения Суханова
как историко-научная мистификация
Из серии «Метастазы никоно-алексеевской «реформы»
Келарь Троице-Сергиева монастыря Арсений Суханов в
г. был послан царем Алексеем и патриархом Никоном

1653

на греческий Восток за рукописными источниками для прав­

ки русских богослужебных книг, ибо, как широко обьявля­
лось, править книги предполагалось по «древним греческим

и словенским» образцам. О путешествии Арсения Суханова
было написано фундаментальное исследование в конце про­
шлого века известным ученым с.А. Белокуровым под назва­
нием «Арсений Суханов» (М., 1891). По уточненным совре­
менным данным, А. Суханов привез с Афона

447

греческих

РУКОПИСеЙ и 1О печатных книг, хотя в грамоте протата патри­
арху Никону указана общая цифра 4981.
Удивительно и странно, на первый взгляд, в этом деве

то, что имея свободный доступ к богатейшим библиотекам

афонских монастырей, не торопясь отбирая рукописи и кни­
ги (поездка длилась почти полтора года), А. Суханов привез

в Москву в

1655 г. фактически всего 7 (семь) рукописей, при­

годных для правки собственно богослужебных книг. Да и эти
рукописи, как выяснилось уже в наше время, не были востре­

бованы ПечlПНЫМ двором для правки книг. Строго говоря,
лишь одна рукопись, Евхологион

XIV

в., как относительно

древняя, могла быть использована при правке. Все осталь­
ное, привезенное А.Сухановым, не имело отношения к ис­
правлению богослужебных книг (книги для домашнего чте­
ния, патерики и Т.П.), более того, в числе рукописей оказа-

402