Церковная реформа XVII века как идеологическая диверсия и национальная катастрофа

Кутузов Б.П. Церковная реформа XVII века как идеологическая диверсия и национальная катастрофа. -М., 2003

2003

Содержание

Часть I. К вопросу о церковной «реформе» XVII века

Часть II. Преступная «реформа»

Часть III. Никоно-алексеевская «реформа» — великая фальшивка XVII века

Заключение

OCR
Глава

21

Никоно-алексеевская «реформа» по книге

С.д. 3еньковского «Русское старообрядчество»
Профессор Вандсрбильдского университета С.А. Зень­
ковский

(1907 -

1990) -

представитель первой волны рус­

ской эмиграции, известный как крупный славист и мастер
научной прозы, специалист по истории духовной культуры
России

-- издал свой капитальный труд под названием «Рус­

ское старообрядчество: духовные движения ХУН века» в

Мюнхене в 1970 r. В России эта книга бьmа издана впервые ЛИШI)
в 1995 г., и ранее, по причине «железного занавеса», была
практически неизвестна, в связи с чем aвrop «Церковной ре­
формы ХУН века ... », вышедшей в

1992

г. из печати первым

изданием, был незнаком с этим трудом С. Зеньковского.
Сравнивая результаты обоих исследований, !lРОВОДИВ­
шихся независимо друг от друга, можно констатировать, что

оба автора в отношении истинных целей Никоновой «рефор­
мы» пришли в r:лавном к ОДНИМ и тем же выводам, что и под­
тверждает правильность этих выводов.

Наиболее важный вывод

-

никонова «реформа», буду­

чи не обоснованной ни богословски, ни канонически, совер­
шалась по причине сугубо политической, а именно: она была
первым шагом идеологического характера в напраалении со­

здания единой греко-российской восточной православн~й ИМ­
перии под главенством русского царя, воспринимающего

древний византийский престол.

Политические причины и цели «реформы» подтверждает
также яркий публицист и историк старообрядчества Ф.Е.Мель­

ников: «Алексей Михайлович возмечтал сделаться византий­
ским императором, а Никон -

вселенским шrгриархом. В этих

356